Покорение несвойственного человеку пространства вроде морских глубин, Крайнего Севера и уж тем более космоса всегда связано с огромным риском и требует нечеловеческой силы и отваги.
Сегодня мы расскажем о четырех случаях, когда космонавты, увы, не смогли вернуться на Землю.
Владимир Комаров: первая жертва космоса и не первая жертва СССР
Первым в истории космонавтом, чью жизнь унесло освоение космоса, стал Владимир Михайлович Комаров. Трагедия случилась 24 апреля 1967 года.
Первые шаги человечества в космосе были триумфальными, а советское начальство очень любило все триумфальное. Такое, чтобы загнивающий Запад обставить и генсеку приятно сделать. Кремль хотел отметить 50-летие Великого Октября новой технической сенсацией. Еще в 1964 году Хрущев и прочие потребовали сделать первый многоместный космический корабль и, соответственно, провести испытания.
В 1964 году инженеры КБ Королева разработали на базе гагаринского корабля «Восток» другой корабль — «Восход». Туда помещались три космонавта маленького роста, причем без скафандров. Первый пробный запуск провели 12-13 октября 1964 года: на нем инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров отправились на орбиту, пилотом как раз и был Владимир Комаров. В первый раз все прошло хорошо, никто не пострадал.
Позже инженеры создали на проверенной базе знаменитый «Союз-1», их и до сих пор используют. Корабль обладает удачной конструкцией, но о первой версии этого сказать было нельзя. Тут дело сильно попортили традиционная советская спешка и недостаток испытаний.
23 апреля 1967 года корабль с Комаровым стартовал. Уже через 540 секунд начались проблемы: одна из солнечных батарей не раскрылась, дублирующая антенна телеметрической системы тоже не открылась, крышка солнечно-звездного датчика осталась в закрытом положении, часть приборов просто не работала из-за злополучной солнечной батареи — как без энергии работать? Ориентироваться по звездам было невозможно, корабль стал вращаться вокруг своей оси. Попытка Комарова исправить положение только ухудшила ситуацию.
После пяти витков ЦУП решил прекратить полет. Хладнокровный и храбрый пилот Комаров 5 часов сражался с техникой в пустоте космоса и невероятным образом смог направить корабль в район посадки. Он даже успешно вошел в плотные слои атмосферы и сбросил первую космическую скорость…
В 6.22 в Адамовском районе Оренбургской области посадочная капсула на огромной скорости врезалась в землю и загорелась. Не раскрылся вытяжной парашют. Запасной сработал, но из-за вращения капсулы стропы перекрутились. Как выяснилось, из-за спешки вытяжное усилие попросту не успели проверить. Последними словами Владимира Комарова стали: «Нахожусь в кресле, привязался ремнями. Самочувствие отличное, все нормально». Всем бы столько храбрости.
«Союз-11»: разгерметизация спускаемого аппарата
Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев — так звали космонавтов, которые в 1971 году погибли в результате разгерметизации посадочной капсулы.
Все началось 6 июня 1971 года. Тогда с Байконура стартовал корабль «Союз-11», а спустя сутки он успешно пристыковался к орбитальной станции «Салют-1» с экипажем на борту.
«Союз-11» — это семейство пилотируемых кораблей, которые также могли вмещать по три космонавта. Они пришли на смену «Востоку». Размеры кабины все еще были малы и не позволяли экипажу находиться внутри в скафандрах. Отличительной чертой модификации было наличие стыковочного лаза. До этого космонавты перемещались от корабля к станции через открытый космос. «Салют-1» была первой в своем роде станцией, ее вывели на орбиту 23 апреля 1971 года.
Главной задачей космической экспедиции была успешная стыковка с космическим комплексом и проведение экспериментов. Ранее этого сделать не получилось.
Экипаж полностью выполнил программу экспедиции, проведя в космосе 23 дня 18 часов 21 минуту. 29 июня «Союз-11» успешно отстыковался от станции, все системы работали в обычном режиме, экипаж смог успешно сориентировать корабль в район посадки. Но вернуться космонавтам домой было не суждено.
В 150 км от земли, в момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков, связь пропала.
По приборам в центре управления было видно, что скорость и траектория приземления были в норме, аппарат сел как положено. Но по прибытии на место посадки обнаружили, что экипаж мертв.
Спецкомиссия установила, что причиной смерти стала разгерметизация спускаемого аппарата, а точнее, взрывная декомпрессия.
Георгию Добровольскому, Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Урны с прахом погибших космонавтов захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Катастрофа «Челленджера»: жуткий прямой эфир в США
Этот кошмарный случай произошел 28 января 1986 года в Америке. Экипаж шаттла «Челленжер» из семи человек, куда входила и школьная учительница, погиб при взлете корабля. Особый ужас этой истории в том, что запуск освещали невероятно масштабно, трагедия произошла буквально на глазах у всей нации.
Вот имена погибших в тот день: командир Фрэнсис «Дик» Скоби, второй пилот Майкл Дж. Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, астронавты Джудит Резник и Рональд Макнейр, аэрокосмический инженер Грегори Джарвис и Криста Маколифф, учительница из Нью-Гэмпшира, которые были специалистами по полезной нагрузке.
Криста Маколифф была участницей проекта «Учитель в космосе», за запуском наблюдали все ее ученики и родственники.
Утром в день запуска в Космическом центре Кеннеди во Флориде было непривычно холодно. Центр управления устроил три проверки взлетной площадки. Там образовалась наледь, однако после третьей проверки сообщили, что лед растаял. Запуск уже откладывали несколько раз до этого, и командование сомневалось. Старт тем не менее решили не переносить: на площадке собралось огромное количество людей и СМИ.
И вот наступает роковой момент: шаттл взлетает в воздух, но на 73-й секунде его разрывает на куски, а два твердотопливных ускорителя продолжили хаотичный полет, пока их не уничтожили дистанционно с земли.
Причиной катастрофы стало повреждение уплотнительного кольца правого ускорителя при старте из-за низкой температуры. В боку ускорителя при старте образовалось отверстие, из которого била реактивная струя в сторону внешнего топливного бака. Под огромными аэродинамическими нагрузками весь комплекс стал деформироваться и в итоге полностью разрушился, а топливный бак взорвался. Более прочный отсек экипажа остался относительно цел, но из-за разгерметизации все члены команды погибли. Как стало известно позже, некоторые астронавты были еще какое-то время в сознании, пока шаттл разлетался на куски. Обломки упали в Атлантический океан, а за леденящей душу трагедией в прямом эфире и собственными глазами наблюдали сотни тысяч американцев. Как показали опросы, 85% граждан США узнали о трагедии в первый час после взрыва.
Позже созданная правительственная комиссия установила, что главной причиной аварии стали «недостатки корпоративной культуры» в NASA. Об опасности запусков при низких температурах было известно, как и о недостатках уплотнительных колец.
После этого инцидента американские шаттлы стали оборудовать системами аварийного покидания корабля. Но даже они бы не смогли спасти экипаж «Челленджера», как писали эксперты в отчетах.
Шаттл «Колумбия»: взрыв при входе в атмосферу
Экипаж шаттла «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года. Тогда подходил к концу уже 28-й полет этой машины. В экипаж входили командир Ричард «Рик» Д. Хасбанд, второй пилот Уильям «Уилли» К. Маккул, бортинженер Калпана Чавла, специалист по полезной нагрузке Майкл Ф. Андерсон, зоолог Лорел Б.С. Кларк, научные специалисты Дэвид Макдауэлл Браун и Илан Рамон.
После 16 суток полета шаттл возвращался на Землю. В 08:59:32 EST центр управления потерял связь с экипажем. Последними словами в эфире было «Roger, uh, bu…»
Через 16 минут шаттл должен был приземлиться на полосу Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде. В 09:12:39 в центр управления полетами поступает информация о том, что один из телеканалов транслирует в эфир кадры катастрофы.
Множество очевидцев засняли, как с неба летели горящие обломки корабля. Все члены экипажа были обречены на смерть.
Как выяснили позже, причиной катастрофы стало разрушение внешнего теплозащитного слоя на левом крыле челнока. Еще при старте 16 января на него попала часть термозащиты внешнего топливного бака. Это пористый материал, которым покрывают бак, чтобы он не обледеневал.
При старте кусок такой защиты отлетел в крыло и деформировал защитный слой. В месте повреждения во время посадки было гораздо большее трение о воздух, в результате чего корпус разгерметизировался, горячие газы попали внутрь, пневматика левой стойки шасси критически перегрелась и шаттл взорвался.
В NASA, как сообщают в ряде источников, не обратили должного внимания на оценку повреждения. В расследовании деталей трагедии помог бортовой самописец, которого могло и не быть. Ранее шаттлы не оборудовали «черными ящиками», эта модель была первой в серии.
Фото: Getty Images