Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки

MAXIM анализирует очередную гениальную идею военных инженеров, которая давно носится в воздухе, но никак не может спуститься с небес на землю.

Обсудить

И взлетим, и поплаваем!

Есть такой старый детский стишок: «Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою».

На самом деле военные втихаря давно уже мечтают о том, чтобы научить подводные лодки летать или, на худой конец, самолеты нырять. Если бы такой гибрид был создан, он даже в наши дни доставил бы противнику массу проблем, несмотря на современные системы обнаружения и уничтожения всего плавающего и летающего. Что уж говорить о предвоенных 30-х годах!

20 000 лье над водой: история летающей подводной лодки

Только представь: аппарат тихо подкрадывается под водой к защищенной минными полями и заграждениями акватории вражеского порта, а ночью всплывает и перелетает через все эти препятствия! Дальше остается только выбирать цели и расстреливать их торпедами, как на полигоне. И потом не надо дожидаться под водой серии противолодочных бомб с поднятых по боевой тревоге кораблей охранения, а можно спокойно взлететь и смыться от всей этой суеты.

Или вот еще сценарий. Подводная лодка на боевом дежур­стве в заданном квадрате. Экипаж обычной субмарины получает информацию о внешнем мире только от гидроакустика или через оптику перископа. А далеко ли увидишь на море с высоты подъема этого самого перископа? Даже если лодка в надводном положении, все равно высота наблюдения составит метра три от поверхности воды, а это обзор километров на восемь вокруг, не больше.

Допустим, обнаружили, несмотря ни на что, конвой противника, так ведь надо еще успеть выйти на позицию для торпедной атаки, а скорость у субмарины времен Второй мировой в любом случае ниже, чем у надводного корабля. Даже если командир точно определит точку встречи и рассчитает упреждение, атаковать можно будет только один раз: догнать конвой для второй атаки уже не получится. Из-за всех этих проблем в военные годы безнаказанно уходили в среднем четыре цели из каждых пяти, обнаруженных подводными лодками. Отсюда и немецкая тактика «волчьих стай» адмирала Деница: у группы подводных лодок, атаковавших конвой с разных направлений, шансов добиться успеха было больше, чем у одинокой субмарины.

Будет интересно: «Царь-подлодка: как русский крестьянин построил первую военную субмарину».

А вот для летающей подводной лодки ситуация упрощается в разы. Такой аппарат мог бы находиться в заданном квадрате, не тратя горючее, но время от времени взлетать для обнаружения судов противника. Даже с высоты 120 метров над водой горизонт отодвигается уже до 40 километров, а вот для вражеских наблюдателей на таком удалении летящий объект небольших размеров остается невидимым. Обнаружив конвой, командир летающей лодки определил бы его ордер и параметры движения и, рассчитав точку встречи, незаметно нырнул бы, заблаговременно заняв позицию для неожиданной торпедной атаки. Не удалось попасть с первого раза? Не беда! Взлетаем, догоняем и пускаем торпеду еще раз.

Одним словом, перспективы применения такого оружия выглядели так соблазнительно, что неожиданные контуры взлетающих подводных лодок и погружающихся под воду самолетов время от времени появлялись на кульманах конст­рукторских бюро многих стран. Но, к великому сожалению теоретиков от тактики и стратегии, технически создать такого рода аппарат очень сложно.

Вода и воздух — настолько разные по своим свойствам среды, что заставить, например, корпус выдерживать высокое давление на глубине и при этом быть достаточно легким для воздушного путешествия кажется совершенно невозможным. Тем не менее всегда находились люди, склонные идти к цели, не замечая препятствий.

Придумано в СССР, запатентовано в США

Одним из изобретателей такого типа был курсант советского Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского Б.П. Ушаков. В 1936 году он предложил Научно-исследовательскому военному комитету (НИВК) схематичный проект летающей подводной лодки — ЛПЛ. Идея Ушакова флотоводцам понравилась.

Во всяком случае, отзыв содержал волшебные слова: «Разработку проекта желательно продолжать, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний».

Тема ЛПЛ была включена в план отдела «В» НИВК, но необычность замысла испугала военных чиновников, и от ее официальной разработки отказались. Тем не менее сам Ушаков, ставший к тому времени воентехником 1-го ранга того самого отдела «В», во внеслужебное время продолжал совершенствовать свое детище.

ЛПЛ-1 (летающая подводная лодка). Проект советского воентехника Ушакова, 1938 год
ЛПЛ-1 (летающая подводная лодка). Проект советского воентехника Ушакова, 1938 год

Наконец 10 января 1938 года, когда проект оброс должным количеством расчетов и обоснований, автор зачитал его в НИВК. Цилиндрический прочный корпус ЛПЛ диаметром 1,4 м предполагалось склепать из 6-миллиметрового дюралюминия. Летающая подводная лодка имела шесть герметичных отсеков, а остальные объемы могли свободно заполняться морской водой через специальные отверстия — шпигаты. Бензин и масло содержались в резиновых резервуарах, которые не боялись повышенного давления воды.

Три гермоотсека предназначались для авиационных моторов АМ-34 мощностью по 1000 л.с., которые позволили бы 15-тонному аппарату пролететь около 800 км со скоростью до 200 км/ч на высоте до 2500 м. Еще в одном отсеке помещался экипаж из трех человек — отсюда ЛПЛ управлялась бы в подводном режиме. В пятом отсеке находились аккумуляторные батареи подводного хода, а в шестом — гребной электромотор мощностью 10 л.с.

Пилотская кабина при погружении заполнялась водой, поэтому, прежде чем перейти из нее в свой обитаемый герметичный отсек для подводного управления судном, экипаж должен был задраить летные приборы в специальной шахте и переключить управление на подводный режим. Еще надо было не забыть перекрыть подводящие и отводящие магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов и задраить все герметичные отсеки.

Под водой аппарат мог бы находиться 48 часов, при этом запас энергии в аккумуляторах давал ему возможность на глубине до 45 м проплыть со скоростью пешехода 5–6 миль. Главным оружием ЛПЛ должны были стать две типовые флотские 18-дюймовые торпеды, подвешенные под консолями крыла на специальных держателях. А в воздухе лодка могла бы отбиваться от врагов из двух спаренных пулеметов калибра 7,62 мм.

Комиссия сочла проект утопией, поставив ему в вину малую подводную скорость и небольшую дальность хода, хотя Ушаков возражал, что лодка при отсутствии целей в районе погружения может взлететь и сама искать противника. Еще комиссии не понравилась сложность подготовки к погружению и взлету, разные технические недоработки. Возможно, ценой серьезной затраты сил и средств все эти проблемы удалось бы решить даже на уровне технологий конца 30-х годов. Но тогда проект был отложен и забыт: у Красной Армии и флота хватало более насущных задач в канун Второй мировой войны.

Поэтому ничто не помешало американскому изобретателю Хьюстону Харрингтону 17 апреля 1945 года получить патент на «комбинацию самолета и субмарины». Хьюстон изучил весьма удачный опыт применения малых подводных лодок японцами при нападении на Перл-Харбор и итальянцами при атаке британских линкоров в средиземномор­ской гавани Александрии и определил, что основным недостатком этих эффективных машин является малая дальность хода.

Кстати, читай: «История американской подлодки, которая попала в себя собственной торпедой».

Поэтому вопрос доставки субмарин к месту применения надо бы как-то решить. Например, приделать к небольшому подводному катамарану треугольные крылья и два мотора. По мысли изобретателя, с помощью такого обвеса эта штука была способна добираться в район цели на бреющем полете (к концу войны инженеры уже вполне представляли себе возможности радаров, и Хьюстон не рисковал подняться высоко над водой).

Однако дальше патента дело все равно не пошло. Даже американские военные, у которых по меркам послевоенной Европы было достаточно финансовых средств, не решились вкладывать их в такой фантастический проект, как летающая подводная лодка. Впрочем, идея так просто не отпустила американское военное ведомство. В 50-х годах Военно-морской флот США заказал инженерам компании «Дженерал Дайнемикс Конвэр» рассчитать возможность построения подводной лодки, оснащенной электродвигателем для передвижения под водой и парой реактивных двигателей для парения в небе. Инженеры подтвердили, что водно-воздушная химера жизнеспособна, однако, как и в случае с русским проектом, способна проплыть под водой не более 5 миль. Американским военным это показалось мало, и они, как и советские командиры, пошли на попятный.

Ныряющие самолеты

В то же время пытливые американские изобретатели уже обдумывали идею воздушной субмарины с другой стороны. Если подводную лодку так сложно заставить летать и оставаться подводной, почему бы просто не назвать ее по-другому? Примерно так размышлял американский инженер-электронщик Дон Рэйд, когда создавал свой проект «ныряющего самолета». Настойчивому инженеру даже удалось построить небольшую действующую демонстрационную модель длиной в метр и успешно испытать ее.

Впрочем, действующая модель не слишком помогла Дону, когда пришла пора добиваться финансирования проекта у военных. Двадцать лет изобретатель промыкался по кабинетам. Лишь в начале 60-х ему удалось выбить средства, и то лишь использовав ревнивое соперничество чиновников Военно-воздушного и Военно-морского ведомств США («чудо-корабль» удалось продать морякам только под угрозой, что авиаторы уже хотят прикарманить это изобретение).

«Ныряющий самолет» Commander-1, 1964 год
«Ныряющий самолет» Commander-1, 1964 год

В результате миру явился действующий прототип аппарата под названием Commander, а поскольку деньги на него давал флот, то этот фактически «ныряющий самолет» отнесли к классу «летающих подводных лодок». Одноместный корабль имел длину корпуса 7 м, в воздухе его держали дельтовидное крыло и двигатель внутреннего сгорания мощностью 65 л.с. Под водой аппарат перемещался при помощи электродвигателя всего в 1 л.с.

Успешные испытания состоялись 9 июня 1964 года, когда Commander нырнул на двухметровую глубину и проплыл под водой небольшое расстояние со скоростью 4 узла (по-нашему, около 6 км/ч). Настоящий боевой вариант — Commander-2 — должен был иметь для полета уже реактивный двигатель, который обеспечил бы ему скорость в воздухе 300 км/ч, и более мощный электромотор подводного хода. Однако этот вариант так и не реализовали.

Примерно в то же время американский флот получил на вооружение управляемые подводные ракеты-торпеды, позволявшие решать практически тот же круг задач более простым путем. Сейчас эти торпеды даже научили взлетать из-под воды и нырять с самолета в морские пучины. И все-таки…

Комбинация самолета и субмарины. Проект американца Хьюстона Харрингтона, 1945 год
Комбинация самолета и субмарины. Проект американца Хьюстона Харрингтона, 1945 год

Нежданная гадость

На заре XXI века оказалось, что идея летающей подводной лодки вовсе не умерла. Недавно в крупнейшей американской оборонной аэрокосмической корпорации «Локхид-Мартин», извест­ной своей приверженностью к разным фантастическим проектам (например, знаменитые самолеты-шпионы У-2 и SR-71 «Черный дрозд» — их работа), воплотили многострадальный проект летающе-ныряющей машины.

За дело взялось знаменитое «Бюро сумасшедших разработок», или группа «Сканкворкс» (дословно — «дела скунса», попросту — «всякие неожиданные гадости»), в чью задачу входит проверять и доводить до ума дикие идеи. А вдруг то, что казалось невозможным, на самом деле заработает, приводя противника в шок и трепет самим своим существованием?

В итоге идея крылатой субмарины переродилась в проект летающего разведчика MPUAV «Корморан», запускаемого из ракетной шахты атомной подводной лодки класса «Огайо». MPUAV (Multipurpose Unmanned Air Vehicle) расшифровывается как «многоцелевой беспилотный летательный аппарат». А корморан — это такой большой баклан. Если верить энциклопедии, зверюга на редкость наглая и прожорливая.

Cormorant. Проект американского концерна Lockheed Martin, 2006 год
Cormorant. Проект американского концерна Lockheed Martin, 2006 год

По плану «Корморан» будет взлетать из подводного положения субмарины при помощи твердотопливного ускорителя, который сбрасывается на высоте 30 метров над поверхно­стью воды. Здесь аппарат включает маршевый турбовентиляторный двигатель, воздухозаборники которого под водой закрыты заслонками, и отправляется на задание. Он может вести разведку прибрежных территорий, запускать ракеты по вражеским объектам, доставлять снаряжение диверсионным группам и делать другую «работу скунса» в тылу противника.

Покончив со своими тайными делишками, «Корморан» возвращается в район старта или любой другой заданный район моря. Там его двигатель отключается, воздухозаборные и выхлопные устройства герметизируются, после чего аппарат на парашюте плюхается в воду и выпускает буксировочный фал. Подводная лодка, не всплывая, выпускает навстречу «Корморану» специальный дистанционно-управляемый аппарат, который захватывает фал и утягивает разведчика под воду — обратно в пусковую шахту. Там «Корморан» заправляют и снаряжают для очередного старта.

Испытания летающего разведчика в 2006 году прошли успешно. Его модель была сброшена с высоты 8 метров, удачно приводнилась и сама занырнула в подводную лодку. Американцы обещали по итогам этого испытания определить, имеет ли смысл вкладывать деньги в производство полнофункционального летающе-ныряющего разведчика, но до сих пор неизвест­но, что они тогда решили.

Кто знает? Быть может, именно сейчас в недрах американского военного комплекса сходят с конвейера фантастические «небесные субмарины», которые в начале ХХ века пригрезились советскому воентехнику Ушакову…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения