Еще совсем недавно ты гордился, что он держит головку и отрастил первый зуб… Однако время бежит безжалостно, и вот уже сын маминой подруги делит на три с остатком, а твой пока сумел только отдубасить кого-то лопаткой в песочнице.
Ну ладно, возможно, мы преувеличиваем, и все не так плохо. Однако то, что в первый класс нынче надо поступать, уже зная букв и цифры, — это факт. От прогресса не скроешься. Если раньше читать и считать учили первоклассников, то сейчас этому учат чуть ли не ползунков.
Кстати, тряхни стариной и пройди тест: «Сможешь ли ты ответить на 7 простейших вопросов из школьной программы?»
Ну что, еще не забыл разумное, доброе, вечное? Готов передать знания наследнику?
Мы изучили требования к первоклассникам в обычной современной школе и составили список из 20 знаний и умений, которые, по идее, должны были дать твоему ребенку в детском саду, но кто их знает. Лучше на всякий случай проверить и заполнить пробелы.
Итак, твой будущий первоклассник…
1. Знает свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
Ну ладно, можно без отчества. Хотя отчеством ты, конечно, сразишь школьную комиссию наповал.
2. Называет времена года, названия месяцев, дней недели, умеет различать цвета.
Почему-то времена года и названия месяцев особенно любят спрашивать.
Кстати, анекдот.
Одесса. Еврейского мальчика лет шести приводят в школу. На собеседовании его спрашивают, сколько он знает времен года. Дитя на минутку задумывается и потом уверенно говорит:
— Шесть!
Директор тактично ему намекает:
— А если подумать? Ну, подумай…
Ребенок снова на мгновение зависает и говорит:
— Честное слово, таки больше не помню… Шесть!
Директор выразительно смотрит на побагровевшую мамашу мальчика, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор. Там мама возмущенно спрашивает мальчика:
— Ну, Семочка, и шо это таки было?!
— Мама, мама, — со слезами на глазах отвечает сынок, — я и правда не помню больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццоллы, Лусье, Чайковского и Глазунова!
3. Пересчитывает группы предметов в пределах 10.
Считает до 10 туда и обратно. Может назвать предыдущее и последующее число в этих пределах. Могут даже спросить, а сколько у него будет яблок, если из 8 отнимут 2. И попробуй не отдай.
4. Умеет «находить лишнее».
Например, цветочку не место среди одежды, а троцкисту среди преданных ленинцев… Ладно, насчет последнего мы пошутили.
5. Ориентируется в пространстве (право, лево, вверх, вниз, под, над, неожиданно — из-за).
Можно взять плюшевого медведя в заложники и выучить всю эту ахинею.
6. Умеет правильно произносить все звуки речи.
Знает, что на дворе трава, а корабли лавировали.
7. Умеет писать печатные буквы карандашом или мелком.
Великую тайну шариковой ручки учителя берутся открыть первокласснику в школе.
Кстати, можно тренироваться сразу по-взрослому:
8. Знает, как пользоваться красками, пластилином, ножницами с тупыми концами.
Да, все эти поделки в детском саду были не зря. Ура.
9. Различает геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Особенно учителя любят картинки с домиком, где все обозначенные фигуры надо найти. Научи ребенка расчленять злополучный домик заранее.
10. Умеет читать по слогам.
Если ребенок не ходил в государственный детский сад, убедись, что ему известно классическое испытание на скорость чтения. Если помнишь, это засекают минуту и просят прочитать отрывок, отсчитывая, через сколько слов продерется чтец. Прекрасная возможность ввести непривычного человека в ступор.
Кстати, смотри список из 15 лучших вещей, которые были в школе конца XX века.
11. Может придумать синоним или антоним к слову.
Ну ладно, экзекуторы экзаменаторы, скорее всего, не будут употреблять эти жуткие термины. Однако попросить сказать то же другими словами или придумать «противоположное» слово запросто могут.
Пригодится!
12. Умеет развернуто отвечать на вопросы.
Для этого нужно дослушать вопрос до конца (очень повышает шансы на успех), повторить его и вставить ответ. Например:
— Как тебе кажется, зимой холодно или тепло?
— Мне кажется, Марья Ивановна, что зимой холодно, однако у жителей Австралии может быть иное мнение по данному вопросу.
13. Умеет составлять рассказ по плану.
Дает характеристику героям из прочитанной ему сказки. Пишет небольшое эссе на тему «Мотив страданий в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского». Ой, нет, последнее — это требования к поступающим на гуманитарные факультеты МГУ. Но можешь ознакомиться заранее.
Кстати, читай: «7 классиков из школьной программы, которых нужно бы запретить за пропаганду чуждых ценностей».
14. В состоянии выслушать взрослого, сосредоточиться на 10 минут, сесть за стол и выполнить задание.
При этом не на смартфоне, а с помощью аналоговых палки-копалки карандаша и бумаги.
15. Ладить с людьми.
Ну ладно, битвы портфелем — социально допустимы. Но вот причинение тяжких повреждений уже нет. Имей в виду.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru