12 июля 2024 года в Подмосковье потерпел крушение самолет Sukhoi Superjet 100, летевший с завода Луховицы во Внуково — это был тестовый полет после ремонта. По словам очевидцев, самолет разбился между деревнями Апраскино и Малое Карасево в районе Коломны Московской области. Перед крушением борт подал сигнал бедствия. Пилоты пытались вывести лайнер на аварийный круг, чтобы сбросить топливо, но не успели — самолет упал.
Вспоминаем важные даты в истории самолета.
11 дат в истории SJ-100
21 год назад, 12 марта 2003 года, были объявлены результаты конкурса Росавиакосмоса по созданию регионального самолета. Победителем стал совместный проект «Сухого», «Ильюшина» и «Яковлева» — Russian Regional Jet (RRJ). Он включал три модели: RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95. Цифры означали примерное число мест в каждой версии. Ему проиграли Ту-414 и М-60-70 опытно-промышленного завода им. Мясищева.
По итогам тендера компания «Гражданские самолеты Сухого», образованная специально для создания RRJ, получила от государства эквивалент 120 миллионов долларов на продолжение разработки. Полная стоимость проекта оценивалась в 600 миллионов долларов, и остальные деньги надо было искать на стороне.
Проект изначально был задуман как международный с использованием импортных комплектующих. Во-первых, в России тогда многое не производили; во-вторых, использование продукции известных поставщиков ускоряло и упрощало процесс сертификации. А новый самолет планировали продавать за рубежом — одного российского рынка было недостаточно, чтобы окупить затраты.
На первых этапах был привлечен даже Boeing, но его роль ограничилась консалтингом. Также считается, что сотрудничество с одним из ведущих авиапроизводителей мира придавала проекту вес на рынке. Точно известно, что название Russian Regional Jet предложил исполнительный директор Boeing Фил Кондит, и даже известна дата, когда это произошло: 13 апреля 2001 года, пятница.
В 2006 году по настоянию французских и итальянских партнеров его переименовали в Sukhoi Superjet. Название «Сухой» в мире известно довольно хорошо, хотя и благодаря совсем не пассажирским самолетам.
20 лет назад, в июле 2004 года, начало работу совместное предприятие PowerJet, созданное для производства двигателя SaM-146 для RRJ. Французская Snecma разработала и производила «горячую» часть (грубо говоря, ту, где происходит сгорание топлива и преобразование энергии в механическую энергию вращения), систему управления и некоторые другие элементы, а также общую сборку. НПО «Сатурн» отвечала за турбину низкого давления и вентилятор.
Вскоре оба участника СП сменили название и статус: Snecma в 2005 году объединилась с Sagem и образовала Safran, а «Сатурн» в 2008-м вошел в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
В 2008 году двигатель был готов, начались его испытания. В 2010 году они завершились, и двигатель получил европейский сертификат.
В первые годы SaM-146 показал себя не очень надежным: при расчетном сроке службы 8000 часов он часто выходил из строя уже после 4000 часов, а то и после 2000. Проблемы, как правило, были именно в «горячей» части. Это приводило к простою самолетов. Окончательно Safran решила эту проблему к 2019 году.
Возможно, с этим связано то, что европейская авиационная администрация в конце 2018 года сертифицировала несколько модификаций SaM-146 по нормативам ETOPS-120, то есть самолет с такими двигателями имеет право летать по маршрутам в 120 минутах полета с одним работающим двигателем от подходящего для них аэропорта.
16 лет назад, 19 мая 2008 года, SSJ100 совершил первый полет. К этому времени стало известно о планах других авиапроизводителей по созданию близких по характеристикам самолетов.
В 2005 году канадская Bombardier объявила о намерении создать серию С из двух моделей — на 110 и 130 мест. Как и «Сухой», канадцы решили сделать фюзеляж пошире и разместить по пять кресел в ряду. Планируемое начало серийного выпуска — 2013 год.
В январе 2006 года проект закрыли, но через год запустили снова.
В 2007 году японская Mitsubishi Heavy Industries сообщила о планах постройки первого с 1962 года японского авиалайнера (бизнес-джеты они уже выпускали) Mitsubishi Regional Jet. Короткая версия на 76 мест и длинная на 88, салон более узкий, чем у серии С и SSJ, четыре кресла в ряду. Из новых технологий — крыло из углепластика. Окончание сертификации было запланировано на 2012 год.
SSJ тем временем становится популярным: на конец 2007 года был принят 71 заказ, а после первого полета на авиасалоне в Фарнборо в июне 2008 года были заключены предварительные контракты еще на 30 самолетов.
13 лет назад, 21 апреля 2011 года, начались регулярные полеты SSJ-100. Первой их стала выполнять стала армянская авиакомпания Armavia.
В июне к ней присоединился российский «Аэрофлот». Он заказал 30 SSJ-100 и получил первые 10 самолетов в упрощенной комплектации Light (в частности, без индивидуальных вентиляторов для пассажиров).
Поставки задержались: по плану «Аэрофлот» должен был получить «Сухие» в конце 2008 года. Такие задержки — обычное дело для новых моделей, особенно для современных.
12 лет назад, 9 мая 2012 года, демонстрационный полет SSJ в Индонезии закончился трагически: самолет врезался в гору на острове Ява. Погибли все 45 человек на борту, включая 8 сотрудников ГСС.
Официальное расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стало стечение нескольких обстоятельств, и обвинений никому предъявлено не было. Пилоты по неизвестной причине игнорировали сигналы о сближении с поверхностью, а диспетчер считал, что он видит на радаре другой «Сухой», истребитель Су-30 местных ВВС, а лайнер летает в другой зоне.
Но самолет в этом точно не был виноват.
Катастрофа в демонстрационном полете редкость, но не уникальное явление: в 1988 году, через полтора года, примерно при таких же обстоятельствах разбился один из первых Airbus A320. Правда, со значительно меньшим числом жертв: погибли 3 человека из 136. Виновными были признаны пилоты и организаторы полета, которые получили сравнительно небольшие наказания (максимум 10 месяцев для командира).
11 лет назад, 21 июня 2013 года, первый SSJ100 был доставлен мексиканской авиакомпании Interjet. Контракт был заключен в 2011 году, он включал твердый заказ на 20 машин и опцион еще на 10.
Interjet получил 22 самолета и стал самым крупным зарубежным покупателем SSJ. В 2019 году появилась информация о том, что компания испытывает финансовые трудности, а в декабре 2020 года она остановила свою деятельность. SSJ составляли примерно треть ее флота, в котором были также 50 А320 и 12 А321. Недавно появилась информация о распродаже ее имущества. SSJ остаются в залоге у международного консорциума банков, в число которых входит российский ВЭБ, однако вернуть их в условиях санкций практически невозможно.
Семь лет назад, в июне 2016 года, начались поставки SSJ первому европейскому клиенту — ирландской авиакомпании CityJet. Контракт стоимостью более миллиарда долларов предусматривал поставку 15 самолетов.
В итоге CityJet получила семь машин: три — в ее окраске, а четыре — в ливрее бельгийской Brussels Airlines, которой она сдавала самолеты в «мокрый» лизинг, то есть вместе с экипажем.
Из-за проблем с доставкой запчастей самолеты часто простаивали, бельгийцы в итоге отказались от SSJ, и CityJet в 2019 году объявил о досрочном прекращении контракта и возврате «Сухих».
Шесть лет назад, в марте 2018 года, президент одобрил предложение о создании укороченной версии SSJ-75. Запрос на такой самолет ранее сделала крупнейшая частная авиакомпания России — S7. Ей были нужны самолеты с уменьшенной взлетной массой для полетов по малозагруженным направлениям, чтобы экономить на сборах аэропортов.
Это было бы в своем роде возвращение к истокам: 75-местная версия была в проекте RRJ. Главное, новая модификация должна была получить больше российских комплектующих.
Однако S7 решила расширить парк бразильских Embraer, а замещать импортные комплектующие стали на уже освоенном SSJ-100. Через пару лет проект конкретизировался, и его стали называть SSJ NEW. Российские производители приступили к созданию аналогов различных систем для замены зарубежных. В 2019 году, например, началось проектирование двигателя ПД-8 на замену SaM-146.
Пять лет назад, 5 мая 2019-го, произошла самая резонансная катастрофа SSJ100. Рейс «Аэрофлота» попал в грозу, из-за нескольких ударов молний система управления переключилась из автоматического режима в ручной, и капитан решил вернуться в Шереметьево без выработки топлива. При посадке самолет несколько раз ударился о полосу, из-за многократного нерасчетного превышения нагрузки шасси разрушились и повредили баки. Возникший после этого пожар стал причиной гибели 40 пассажиров и бортпроводника из 78 человек на борту. Виновным был признан КВС, которого приговорили к шести годам колонии.
Критики SSJ-100 указывают на то, что разрушение шасси не должно приводить к повреждению топливных баков, а число аварийных выходов недостаточно для быстрой эвакуации. Их оппоненты возражают, что ни один самолет не рассчитан и не может быть рассчитан на такие перегрузки, размеры же и расположение аварийных выходов обеспечивают эвакуацию 110 пассажиров, а SSJ-100 «Аэрофлота» рассчитаны на 87 мест.
Три года назад, в октябре 2021 года, компания Mitsubishi объявила об окончательном прекращении программы регионального самолета, к этому времени переименованного в Mitsubishi SpaceJet. Общие расходы на программу составили около 1 триллиона иен, что эквивалентно примерно 9,6 млрд долларов. Было построено восемь самолетов.
Стоимость разработки и запуска в производство SSJ в начале программы оценивали примерно в 600 млн долларов, в 2013 году Михаил Погосян, в то время глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), оценивал затраты на проект в 2 млрд долларов.
По более поздним самым пессимистическим оценкам, в проектирование и организацию производства SSJ, включая создание и выпуск SaM-146, было вложено 7 млрд долларов. По сравнению с японцами, которые не дошли до стадии производства, у наших — явная экономия.
Два года назад, в декабре 2022 года, начались испытания двигателей ПД-8. По плану серийное производство нового двигателя должно начаться в 2024 году, как и самого обновленного «Суперджета» (к этому времени в большинстве публикаций из названия самолета уже исчезает слово «Сухой»).
В прошлом году первый «Суперджет-100» с российскими узлами и системами был готов к июню 2023 года, 14-го числа начались его испытания. И вот 29 августа он совершил первый полет продолжительностью 54 минуты, поднявшись до высоты около 3000 метров и развив скорость до 343 км/ч. В нем заменены на российские около 40 систем и агрегатов. Но пока используются прежние двигатели совместного производства, ПД-8 испытываются пока параллельно, на самолете-лаборатории и стендах.
К этому времени у самолета изменилось и название, теперь в пресс-релизах его называют SJ-100. Строго говоря, это несущественные вариации, так ведь и самолет, по сути, тот же самый. Сменились только поставщики комплектующих. Для тех же Airbus и Boeing совершенно обычное дело ставить на один и тот же тип двигатели разных моделей и разных производителей.