Как ты стал артистом? Надо искать корни в твоем подмосковном реутовском детстве?
Мне по жизни вообще все равно что делать, лишь бы было весело. Сперва я пошел на бальные танцы…
Как можно на бальных танцах весело проводить время?
В том-то и дело, что сложно. Пока обучение шло через игру, это было интересно. А потом началось: «Ребята, надо развиваться, вам уже по десять лет…» А в театральном кружке, куда я попал после танцевального, наоборот — требовалось дать волю своей фантазии, то есть выпендриться. Что я и делал с большим успехом.
При выборе вуза ты тем же принципом руководствовался?
Да. Кроме того, для поступления в театральный вуз нужно было всего лишь выучить стих, басню и прозу — и ты готов. А чтобы подготовиться хоть в какой-нибудь другой институт, нужно было знать минимум два предмета, а то и все четыре и сдать по каждому ЕГЭ.
Но ты любил кино хотя бы на уровне продвинутого зрителя?
Нет. Я не был ни начитан, ни насмотрен — все это предстояло сделать в институте с нуля. Я просто хотел максимально ничего не делать. Понимаешь, я вырос на MTV и на «Муз-ТВ», на «Гарри Поттере», клипах и плохой рекламе — на всем, что хлынуло в девяностые в умы подростков и детей. Первым словосочетанием, что я произнес, было «Чи-та-та, чи-та-та» («Чистота — чисто Тайд»), потому что дома был постоянно включен телевизор.
Дай угадаю! Из театра ты тоже ушел, потому что там было недостаточно весело?
В этом есть доля правды. Даже сейчас мне делают предложения касательно театра, но мне до сих пор страшно несколько лет подряд раз в месяц делать одно и то же. Спектакль должен расти, изменяться. А меня тяготит то, что я буду привязан к одному месту. Нужно просто изменить свое отношение к этому. Честно говоря, у меня еще нет точного ответа как.
Чуть ли не половина твоих ролей десятых годов — военные и довольно конъюнктурные. Это был способ выжить, прокормить семью?
Да. Но я уже давно вырвался в другие жанры.
И все же всенародную славу тебе принес военный боевик «Т-34», а на носу — байопик «Калашников».
Да. Я не хотел больше сниматься в военном кино, но снялся в «Калашникове». Почему-то мне был интересен этот чувак. Я хотел поразмышлять, как формируется человек, как под воздействием обстоятельств он изобретает оружие, из которого потом убивают людей по всему миру.
А какие размышления подтолкнули тебя выступить в поддержку актера Устинова, осужденного по «московскому делу»?
Я приехал на съемочную площадку, и мне друзья сказали: «Ты знаешь, парня с райкинского курса взяли!» Я, естественно, посмотрел видео на «Ютьюбе». Видно, что его забрали ни за что. А актеры — довольно впечатлительные люди. Естественно, когда они увидели несправедливость, то вступились. Саша Паль запустил флешмоб… За несколько месяцев до этого журналисты организовались и добились освобождения репортера «Медузы» Голунова. По такому же лекалу актеры заступились за Устинова, и это тоже сработало.
Это изменило твои представления о российской реальности?
У меня каждый день меняются представления о российской реальности, при этом я не занимаю ничью сторону. Я абсолютно понимаю тех, кто жестко критикует власть, потому что все, что они говорят, — правда. Власть есть за что критиковать, более того, это необходимо делать, чтобы она могла развиваться, она для этого и нужна. Но я не политик, и мне кажется, это глупо выглядит, когда люди, не разбирающиеся в политике, пытаются о ней судить. Это как деды говорят: «Горбач, блин!» — и в домино… Но очевидно, что новое поколение совсем по-другому мыслит и не задавлено идеологией. Это круто, потому что теперь мы имеем возможность к чему-то прийти эволюционным путем.
Как ты совмещаешь конъюнктуру и творчество? Твоя роль уличного гангстера в фильме «Бык» резко выделяется среди ура-патриотических ролей.
У Джонни Деппа всегда получалось удерживать эту середину. Начинал он с авторского кино (по сути, с артхауса), потом пришел в мейнстрим и периодически делает и то и то. Я смотрел его интервью, он говорит: «Я снимаюсь в фильмах, которые было бы интересно посмотреть моей дочке». Мне близка его позиция, у меня же дочек целых две.
Фото: Николай Гулаков. Продюсер: Анна Мира. Обработка фото: Сергей Радионов