26 октября в первой в России галерее фиджитал-искусства VS Gallery состоялась презентация капсульной коллекции Palekh Watch & VS Gallery. Специально для российского часового бренда Palekh Watch художники-резиденты галереи Ринат Абдрахманов (Rinatto L'bank), Данила Карамушкин, Юлия Низамутдинова и Кирилл Рейв создали шесть работ, которые палехские художники перенесли на циферблат, соблюдая традиции 400-летней давности. Всего в коллекции 6 часов, каждая модель выполнена в 10 экземплярах).
Среди гостей, посетивших презентацию, были блогер Адель Бикулова, певица Наталия Власова, актриса Елена Воробей, дизайнер Денис Симачев. Гостей вечера встречали исполнительный директор VS Gallery Александр Карлявин и основательница Palekh Watch Анна Нестерова.
Palekh Watch основан в 2020 году. Главная особенность часов — лаковая миниатюра на циферблате. Изображения имеют большую ценность, так как выполняются в сложной технике мелочного письма, а применяемую технологию знает ограниченное количество современных мастеров. Сегодня художники используют те же инструменты, что и в XVII веке: кисть из беличьего хвоста, которая заканчивается одним волосом; темперные краски, которые разводятся на эмульсии желтка; сусальное золото и волчьи клыки. Ни один рисунок не повторяется, и все часы изготавливаются вручную.
Изначально палехские мастера иконописи работали на старообрядцев: расписывали храмы, создавали иконы для тех же храмов либо для частных коллекций. В XIX веке палехское искусство было признано в Европе. «Как правило, большая часть предметов уходила на экспорт. За рубежом знали и признавали это ремесло даже больше, чем в самой стране. И только после того, как палехская миниатюра получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, у нас тоже заговорили о мастерах и произведениях искусства, которые они создают», — рассказывает основательница Palekh Watch Анна Нестерова.
О работах, созданных художниками-резидентами
VS Gallery для Palekh Watch
Ринат Абдрахманов (Rinatto L'bank). «Поток»
На циферблате наручных часов, где каждая секунда замеряет бесконечность мгновений, человек изображен в непрерывном движении, поглощенный потоком своего сознания. Работа передает диалог между человеком и временем: стрелки продвигаются вперед, в то время как разум скользит между прошлым и будущим. Человек словно плывет в потоке собственных мыслей, исследуя тайны внутреннего мира и безграничности времени.
Данила Карамушкин. «Диджитал-мамонт»
Цифровой рисунок мамонта отражает появление мамонтов в век таяния вечной мерзлоты и расцвет диджитал-технологий. Часы — это символ времени, они являются напоминанием о том, что время текуче и необратимо. Мамонты — часть нашего прошлого, но они также часть будущего. Они являются символом связи между временами, как и сами часы.
Данила Карамушкин. «Связи»
Циферблат представляет собой объемный узор на сфере. Он состоит из множества точек, связанных друг с другом линиями. Точки и линии расположены в хаотичном порядке, но в то же время образуют единую структуру. Все связано друг с другом, все является частью единого целого. Каждая точка в узоре — это одновременно и отправная точка, и место, где стирается старое. Точки кризиса, после которых наступает прорыв.
Юлия Низамутдинова. Neuropalekh_hybrid_1 и Neuropalekh_hybrid_2
Нейропалех — гибрид изображения реальной палехской миниатюры (броши с цветком) и нейрофлоры, созданной Юлией при помощи нейросети Stable Diffusion. Результатом является гибрид росписи, имеющей глубокие духовные и исторические корни, и романтической визуальной спекуляции — нейрофлоры, не имеющей ни корней, ни ограничений.
Кирилл Рейв. «Облако RdWXItil»
Если представить, что следующей ступенью развития человека станет его тотальная цифровизация, то его жизнь окажется внутри виртуальных облаков — в сгустках цифровых следов, структурах количества часов, проведенных в сети. Они сопоставимы с грибницами, в которые плавно трансформируются, образуя новую синтетическую природу.
Кирилл Рейв. «Небесные структуры_06»
Существует большое количество странных названий созвездий, среди которых «Волосы Вероники», «Насос» или «Столовая гора». Это наводит на мысль, что можно иначе пересобрать небесную карту, рандомно и бесконечно соединяя точки расположения звезд в свои собственные паттерны. Так возникла серия абстрактных работ «Небесные структуры». В основе каждой лежит часть карты звездного неба. Уплотнения образуют абстрактные композиции, и каждый может самостоятельно решить, на что они похожи.