Длительное и мало меняющееся положение за рулем искажает естественные изгибы позвоночника, что может привести к напряжению мышц спины и шеи. Приток насыщенной кислородом крови снижается, и мышцы в этих областях могут сжиматься, спазмироваться и сильно болеть.
Доктор Дмитрий Симкин, остеопат и глава Центра остеопатической медицины, выделяет несколько самых опасных положений водителя. Вот они.
Спинка кресла сильно откинута назад, и спина согнута. В таком положении идет сильная нагрузка на внутренние органы и переднюю часть межпозвоночных дисков. Последствия: грыжа дисков, варикозное расширение вен малого таза и ног.
Когда «низкий таз радует глаз» — кресло слишком опущено. Это вынуждает задирать голову, чтобы видеть дорогу, тянуть шею. Словом, ничего радостного для мышц на самом деле.
«Сход-завал» на сторону. С одной стороны, при длительной поездке хочется менять положение тела, и это вроде как удобнее. Но несет потенциальный вред, настаивает док: все те же формирования или обострения грыж дисков и еще больший перекос тела в одну сторону. Особенно если есть предрасположенность к скособочиванию в виде старых травм или операций.
Другой неочевидный промах — занизить кресло, поставив спинку почти вертикально. На первый взгляд спина будет прямой, но на самом деле острый угол между бедрами и спиной способствует формированию огромного напряжения в области поясницы. Итог: диски поясничного отдела зажаты, а значит, впереди остеохондроз, протрузии, боль и страдания.
С ним согласен и доктор Харрис Брэм, доктор медицинских наук, специалист по интервенционному лечению боли в Нью-Джерси. Вот советы заграничного эскулапа.
Настройте автомобиль под себя
Сиденье. Отрегулируйте поясничную поддержку для равномерной поддержки спины. Если надо, добавьте подушку или свернутое полотенце для поддержки поясницы. Откиньте сиденье под углом 100–110 градусов, чтобы уменьшить давление на межпозвоночные диски нижней части спины. Отрегулируйте ремень безопасности так, чтобы он не натирал. Установите высоту сиденья так, чтобы не приходилось наклонять голову вниз или в сторону. Переместите сиденье как можно дальше вперед, чтобы свести к минимуму усталость шеи и верхней части спины. Ноги должны быть слегка согнуты в коленях, а спина плотно прилегать к спинке сиденья. Подголовник должен быть отрегулирован так, чтобы он находился на уровне головы или немного выше — это поможет предотвратить травмы шеи при ударе сзади (по машине, а не по шее от автостопщика).
Руль. Наклоните его вниз и при этом достаточно близко к себе, чтобы свести к минимуму нагрузку на верхнюю часть спины. Рулевое колесо должно находиться на расстоянии вытянутой руки. Руки должны лежать на руле в положении «9 и 3» или «10 и 2» часов.
Зеркала. Отрегулируйте их и убедитесь, что не нужно напрягать шею, чтобы видеть все вокруг.
Не кладите на заднее сиденье ничего такого, что может срочно понадобиться в пути, чтобы не пришлось резко скручиваться и растягиваться.
Время от времени меняйте положение рук на руле. Делайте остановку каждые два часа. Выйдите и разомните ноги, поясницу и верхнюю часть спины — это расслабит мышцы и сделает их менее подверженными спазмам.
Пейте много воды, чтобы поддерживать гидратацию тканей. Это также будет дополнительным стимулом делать «зеленые» остановки.
На всякий пожарный держите пакет со льдом в холодильнике (он же у вас есть, правда?) и прикладывайте его на 15 минут, чтобы замедлить воспаление и онемение воспаленных тканей.
Включайте подогрев сиденья до 30 минут — это тоже поможет расслабить затекшие мышцы.
Прежде чем вынимать из багажника сбитого оленя или что-то еще тяжелое, сделайте растяжку.
Если мышцы затекли нестерпимо сильно, примите по приезде горячий душ, воспользуйтесь гидромассажной ванной или джакузи, поплавайте или сходите на массаж.
Во время остановок делайте простые упражнения на растяжку — например, с упором на заднюю дверь или капот автомобиля. Поясничные диски скажут спасибо.