Каждый, кто хоть чуть-чуть интересовался историей Второй мировой, слышал, что советский Т-34 однозначно считается лучшим танком самой страшной войны. Причем это в один голос утверждают не только отечественные эксперты и историки, которых при желании можно заподозрить в предвзятости, но и зарубежные специалисты.
Столь однозначное утверждение вызывает цепочку неудобных вопросов. Например, почему Советский Союз, вступивший в войну с полутора тысячами «тридцатьчетверок», не разбил врага в первые же месяцы конфликта, ведь все без исключения танки вермахта уступали Т-34 по основным боевым характеристикам. Или как танк, броню которого запросто пробивали пушки «Тигров» и «Пантер», может считаться лучшим?
На эти вопросы есть вполне четкие ответы. Короткая версия выглядит так: Т-34 действительно был лучшим (не идеальным, что важно понимать, а именно лучшим) по совокупности достоинств. Он не был чемпионом ни по одному отдельно взятому параметру (уровень бронезащиты, огневая мощь, маневренность и так далее), но по сумме качеств — не только боевых, но и технических и даже экономических — Т-34 стал образцом для всеобщего подражания.
Просто посмотрите, насколько по-разному выглядели танки до начала Второй мировой и к какому золотому стандарту они пришли к ее окончанию. Рациональные углы наклона брони, которые повышают шанс рикошета, широченные гусеницы для уверенного движения по грязи, предельно тяговитый дизельный мотор, не столь склонный к возгоранию, как бензиновый агрегат, достаточно мощная пушка, позволявшая как бороться с бронетехникой противника, так и использовать танк в качестве непосредственной поддержки пехоты. По сути, своей конструкцией Т-34 ответил на все вопросы, которые терзали конструкторов до войны.
Поэтому и сегодня современные танки выглядит скорее как «тридцатьчетверка», а не как, например, «Тигр».
Не будем идеализировать: «тридцатьчетверка» не была безупречной. Почти поголовное отсутствие радиосвязи на советских танках в начальный период войны стало причиной невысокой боевой эффективности машины. То же самое можно сказать и об экипаже из четырех человек: командиру советского танка приходилось еще исполнять обязанности наводчика (у немецких Т-III и Т-IV этим занимался отдельный член экипажа), что снижало скорострельность машины. Это все к вопросу, почему в первые месяцы 1941-го лучшие танки мира не смогли повернуть ход войны.
И это только то, что лежало на поверхности. Оставляло желать лучшего, например, качество литья бронепанелей. Зато ремонтопригодность и возможности для дальнейшего улучшения конструкции были великолепные. Благодаря этому Т-34 прошел все войну, обойдясь лишь одним крупным «рестайлингом» 1944 года, когда на машине появилась более мощная 85-миллиметровая пушка, а экипаж дополнился наводчиком. А сколько техники было создано на его базе! Достаточно вспомнить успешные истребители танков СУ-85 и СУ-100.
Наконец, «тридцатьчетверка» была недорогой в производстве — весьма важное экономическое преимущество, благодаря которому общий тираж Т-34 превысил 65 тысяч штук. Мировой рекорд. Так что лучший он уже хотя бы по объему выпуска. Тут вообще не о чем спорить.