В списке детских страхов — к доске вызовут именно тебя и именно сегодня, старшеклассник в туалете отберет коллекцию вкладышей, родители забудут про твой день рождения — достойное место занимает и боязнь падения в лифте. Этот страх подпитывался зловещими рассказами одноклассников. Ведь кто-то обязательно знал когда-то одного мальчика, который вошел в лифт, нажал кнопку и провалился в шахту…
Не будем вас разочаровывать: лифты действительно падают. Вернее, падали. В первой половине XIX века, то есть в начале эры высокоэтажного строительства, лифты и подъемники считались современным, быстрым, удобным и опасным средством доставки грузов на большую высоту. Частый перегруз и несовершенство конструкции тогдашних лифтов нередко приводили к несчастным случаям. Некоторым строительным компаниям приходилось даже приплачивать рабочим, которые не боялись пользоваться лифтом.
Все изменилось благодаря смекалке предприимчивого американца Элайджа Отиса. Возможно, вы видели эту фамилию в лифте, и это, конечно, не просто совпадение. Отис — основатель лифтовой империи, а еще человек, придумавший лифт, который не может упасть.
Свой «безопасный лифт» Элайджа продемонстрировал на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1853–1854 годов. Он сам залез на платформу, подвешенную на уровне третьего-четвертого этажа, и… приказал обрубить канаты. Толпа ахнула, женщины хлопнулись в обморок, а мистер Отис продолжал довольно улыбаться с высоты.
От неизбежного, казалось бы, падения лифт защищал специальный ловитель. По сути — большая рессора. При нормальной эксплуатации она выгибалась под тяжестью лифта и не мешала движению кабины по направляющим. Но стоило тросу оборваться, как рессора выпрямлялась и становилась распоркой, удерживающей кабину.
Устройство Отиса сделало его миллионером, а всему человечеству подарило самый безопасный вид транспорта. Да, это лифт. Сегодняшние лифтовые системы безопасности сделаны по образу и подобию улавливателя Отиса. Конечно, выгнутую рессору заменили более эффективные клиновидные колодки. Они установлены снаружи кабины и прижимаются к направляющим в случае аварии. Но принцип действия остался тем же.
Тут главное понимать — не сработать уловители лифта не могут по определению. Если крепежный трос кабины вдруг обрывается (это маловероятно, ведь он рассчитан на нагрузку, многократно превышающую массу лифта, и к тому же имеет пару дублеров) и кабина начинает падать, происходит вот что.
Трос ограничителя скорости лифта блокируется, а кабина своим весом «включает» тормоза-уловители. Все происходит автоматически и очень быстро. Не успеешь сказать «Мама!», а лифт уже остановится. Хотя штаны, быть может, все равно придется сменить…