В этот день ровно 83 года назад на заводе ЗИС начался выпуск первого советского лимузина. ЗИС-101 создавался не только на заводе имени Сталина, Иосиф Виссарионович и сам принимал непосредственное участие в проекте. Но обо всем по порядку.
Вообще-то он питерский
Судьба ЗИС-101 довольно путаная. До такой степени, что изначально автомобиль, который потом выпускали в Москве, разрабатывали вообще-то в Питере. Правильнее сказать, в Ленинграде.
Еще в 1932-м на заводе «Красный путиловец» вместо устаревших тракторов решили вдруг выпускать современные автомобили. Почему — даже не спрашивай. Идея, учитывая полное отсутствие у путиловцев опыта разработки автомобилей, более чем странная. Бредовая, можно сказать. Тем не менее всего спустя год машина была готова.
Доблестное копирование
Ну как готова… Доблестные ленинградцы в силу своих ограниченных возможностей просто взяли и досконально скопировали американский Buick 32-90. Из красавца американца, сиявшего хромом и лаком, получилась его бледная тень под названием Л-1. Упрощенная по технике, бедненькая в отделке, она все же ездила. Правда, как выяснилось, не очень хорошо и не очень долго.
В итоге в серийное производство Л-1 так и не пошел. Зато идеей советского представительского автомобиля заинтересовались в Москве. Иван Лихачев, директор ЗИСа и, что важнее, любимчик Сталина, взял проект под свое крыло. Но, подумав, в столице все же решили не продолжать работы над Л-1, а строить совсем другой автомобиль.
Опять слизали? А вот и нет!
Русский «Бьюик» казался маловат для представительского транспорта первых лиц СССР. За основу инженеры ЗИСа взяли более крупный «Бьюик-33-90» с удлиненной колесной базой, а вот с дизайном поступили более цивилизованно. Ничего красть не стали, просто заказали на американской фирме Budd готовый кузов под ключ. Получилось пусть и очень дорого, но качественно и добротно.
Так что те, кто называют ЗИС-101 бессовестной копипастом с «паккардов» тех лет, мягко говоря, неправы.
Готовую машину показали Сталину 29 апреля 1936 года. Вождь народов машину в целом принял благодушно. Только попросил переделать идеологически неправильную фирменную эмблему и добавить машине перегородку между водителем и пассажирским салоном. Ну и примерно через полгода началось серийное производство.
Первый блин — нормом
По советским меркам ЗИС-101 получился передовой конструкцией. Здесь впервые в истории отечественного автопрома появились печка в салоне, радиоприемник, термостат системы охлаждения, двухкамерный карбюратор, вакуумные сервоусилители сцепления и тормозов, а также синхронизаторы на трехступенчатой коробке.
Но вот мощностью 101-й не баловал. В теории серьезная 5,8-литровая бензиновая «восьмерка» на деле выдавала всего 90 л.с. Это было скромно даже по меркам 1930-х годов.
Поэтому практически сразу после запуска первого советского лимузина в производство на ЗИСе занялись его доработкой. Улучшенная версия ЗИС-101А появилась в 1939-м и отличалась среди прочего более мощным 115-сильным мотором. Всего же с 1936-го по 1941-й на ЗИСе было выпущено восемь с половиной тысяч «сто первых».
Уже после войны ему на смену придет еще более пафосный и солидный ЗИС-110.