Правилами миротворцев с нами поделилась медиатор Александра Чирикал.
Правильно
Говорить вначале с каждым по отдельности, хотя бы отвести по очереди в сторону. Не рассказывать одному о содержании бесед со вторым. Если что непонятно, задавать открытые вопросы, то есть предполагающие подробный ответ, а не просто «да» и «нет».
Прайминг ценностей. Прежде чем склонять стороны к примирению, надо напомнить им о важности гибкости и преимуществах мирного сосуществования. Вообще в жизни, а не только сейчас. Звучит просто, но даже такое прямолинейное программирование резко повышает шансы на адекватный диалог.
Рефрейминг сообщений. Стороны конфликта даже упоминание о погоде могут воспринять как намек. Поэтому любую фразу, ставшую причиной обиды, надо обсудить: а что еще могло иметься в виду? Могли ли слова «лопоухий коротышка-импотент» быть признаком беспокойства за здоровье и имидж любимого? Как минимум, это снимет зашоренность.
Неправильно
Объяснять, что они поссорились из-за ерунды. Потому что это обесценивание. Для людей эта ерунда в данный момент намного важнее, чем глобальный кризис на рынке кедровых шишек или конфликт Северной Кореи со здравым смыслом.
Сталкивать лбами. «Это в кино, едва кто-то поссорится, их случайно запирают в комнате и ждут, пока ссора сменится объяснением и примирением, — говорит медиатор. В реальной жизни начинать примирение надо после паузы, когда все немного остынут. Иначе в эту запертую комнату придется запускать еще ОМОН и бригаду травматологов».
Искать виноватого. Твоя задача — не судить, а создать условия для примирения. Никто не любит быть виновным. А значит, самый виноватый из ссорящихся будет сильнее всего заниматься пострационализацией — объяснять себе, почему он хороший, а мир жесток.