Допустим, вы уже взрослый и знаете, что безумные предпраздничные распродажи придумал не добрый Дед Мороз или романтичный Валентин, а маркетологи, которым своих детей нужно кормить. Поэтому они спят и видят, чтобы впарить вам остатки неликвидного товара по заоблачной цене. Но праздники — не единственный способ заставить вас, наивного, раскошелиться на какой-нибудь очередной стильный дырокол или дизайнерскую урну для праха. Для этого у одних только интернет-магазинов существует уйма уловок. Ну, как минимум вот эти.
Краткосрочная распродажа на случайном сайте
Что вы видите
На случайном сайте, куда вас занес поисковик, счетчик обратного отсчета акции: распродажа с большой скидкой или что-то грандиозное в подарок.
Как понять, что это уловка
Обновить страницу через какое-то время и посмотреть на счетчик.
Зачем они так поступают с вами
Чтобы спровоцировать вас на спонтанную, эмоциональную покупку.
Это безобразие! Что делать?
Вот и отлично, вам больше не нужно спешить с покупкой. Есть время подумать, почитать отзывы в Интернете, сравнить цены. Скорее всего, эта вещь, которую вы нашли в неприличном магазине, стоит столько же, если не меньше, в приличном. Или эта вещь настолько неприлична (вспомните ширпотреб из «Магазина на диване»), что в хороших местах ее не продают.
Помимо таких псевдораспродаж, в Интернете не редкость короткие и честные распродажи продолжительностью от 15 минут до пары дней. Они тоже провоцируют вас на спонтанную покупку, но хотя бы делают это честными методами.
Скидки — 90%!
Что вы видите
Возможно, баннерную рекламу со скидками 90% (ну или другой внушительной цифрой), а может, вы уже находитесь на сайте магазина, где все старые цены перечеркнуты и указаны новые, грандиозно низкие. Вы не помните, как сюда попали, но баннерная реклама в магазине уверяет, что у них очень выгодная распродажа.
Как понять, что это уловка
Изучите цены на этот товар в других местах. Капитан Очевидность подсказывает, что сравнивать надо не размер скидки, а итоговую стоимость товара.
Зачем они так поступают с вами
Чтобы повысить ценность товара в ваших глазах и создать иллюзию выгодной покупки.
Это безобразие! Что делать?
Завсегдатаи китайских интернет-магазинов заметили, что под праздничные даты (особенно вроде Дня холостяка или черной пятницы) цены на товары резко взлетают выше стандартной планки. Появляется большая скидка, по которой вещь можно приобрести… за те же деньги, которые она стоит не в дни распродаж. Иногда еще и дороже.
Не только предприимчивые дельцы из Поднебесной славятся такими выходками. Любой продавец в любой части мира понимает, что метка о большой скидке с большей вероятностью привлечет покупателя и сделает вещь в его глазах более дорогой и желанной, чем скромные 5% (да, и ваш любимый магазин возле дома тоже может так поступить).
Штука в том, что одни площадки могут себе это позволить — им, например, надо освободить склады от прошлогодней коллекции или безнадежно устаревшей техники. Другие — и таких большинство — всего лишь хотят привлечь внимание. Жульничать со скидкой с одинаковым успехом могут как интернет-лавки со странным адресом и кривым сайтом, так и большие, известные и уважаемые площадки. Если вы покупаете в магазине своей страны, то проверяйте цену на локальном сайте-агрегаторе.
Если большую скидку предлагает продавец на AliExpress, вбейте название товара в поисковой строке сайта. Он выдаст еще минимум десять сравнимых по цене предложений у разных продавцов. И если итоговая цена будет одинаковой (плюс-минус), то стартовая, с которой вам сделали «скидку», у каждого продавца своя. В зависимости от его ушлости и алчности размер скидки будет составлять от пары процентов до 90% (вам, разумеется, будет казаться, что вы совершаете выгодную сделку). Итоговую стоимость при покупке в магазине через полпланеты существенно может подкорректировать цена доставки.
Точно такой же товар, только в два раза дешевле
Что вы видите
Вы заходите на тот же AliExpress и видите там, например, идеальный молоток, который снился вам не один месяц. Десяток алчных продавцов хотят продать его задорого, и только вот этот честный отдает практически по себестоимости, уверяя, что это ему нужно для рейтинга (вы ведь не забудете оставить ему «пять звезд» в отзыве, правда?).
Как понять, что это уловка
Изучить отзывы других пользователей к этому и более дорогому товару, чтобы понять, есть ли разница между ними.
Зачем они так поступают с вами
Это не они, это ваша жадность так с вами поступает.
Это безобразие! Что делать?
Иногда (это обычно касается товаров из Китая) на одной и той же площадке для онлайн-покупок цена на одну и ту же модель отличается в 2-3 раза. Например, в одном месте свитер стоит 20 долларов, в другом такой же, если судить по фото, отдают за 50. Это разные товары, хотя фотографии могут стоять одинаковые. Дешевый товар будет более дешевой подделкой под какой-то известный бренд.
Вообще, история про подделки стара как мир. Но если раньше подделывали Gucci и Valentino, то теперь даже китайские подделки под Gucci и Valentino подделываются менее удачливыми китайскими фабриками. Те бедолаги, которые сэкономили до вас, наверняка уже успели выразить «фу» в комментариях к покупке, поспорить с продавцом, вернуть свои деньги и, вероятно, даже оставить вещь себе.
В очень редких случаях еще более дешевые подделки бывают терпимого качества. В Интернете есть много сайтов (их точные адреса подскажут Google или Яндекс) с обзорами товаров из Китая, когда живые неангажированные люди сравнивают качество вот этого гвоздя (свитера, шуруповерта, взбивателя для молока) за 3 копейки, того за 5 копеек и еще этого за 10. С видео или фото. Китайских товаров слишком много, не факт, что вы найдете в Интернете обзор именно того, что вам приглянулось. Поэтому комментарии на сайте продавца — наше все.
Полезный подарок от магазина к вашей покупке, который производитель вашей и так «подарил»
Что вы видите
Вы знаете, что хотите купить, например, смартфон или планшет (и это не iPhone или iPad, а очень даже китайский «ноунейм» или просто недорогой китайский бренд), ищете лучшую цену на сайте-агрегаторе цен и натыкаетесь на то, что маленькие и никому не известные магазины предлагают вам в подарок к этому устройству чехол, запасной аккумулятор, пленку на экран или что-то подобное, а большие и известные — жадно молчат.
Как понять, что это уловка
Проверьте в Интернете информацию о комплекте поставки интересующего вас устройства: почти наверняка этот «подарок» в него входит.
Зачем они так поступают с вами
Они хотят привлечь ваше внимание и вызвать расположение, а халява для этого лучший инструмент.
Это безобразие! Что делать?
Лучше купить в другом месте. Если магазин берется за такие ушлые штуки, то он явно не надеется на серьезные отношения с вами. Поэтому, если у вас покупка сломается через пару дней или окажется бракованной, никто деньги не вернет и с ремонтом помогать не станет (хотя, если у вас есть ружье, купленное в серьезном магазине, шансы повышаются).
Оригинальная техника ниже рекомендованных розничных цен
Что вы видите
Подозрительно дешевый, скажем, iPhone или iPad последней модели (или что-то еще от крутого производителя ходового товара, который официально не присутствует в вашей стране) в странном новом интернет-магазине — это точно не подделка и не «серяк» (то есть устройство, ввезенное в страну нелегально и без права на гарантийное обслуживание со стороны официального дистрибутора).
Как понять, что это уловка
Больно ущипните себя, а если не поможет — напомните себе, что Деда Мороза не существует. (Как не знали? Ну извините.)
Зачем они так поступают с вами
Потому что они мошенники.
Это безобразие! Что делать?
Случай экзотический, но раз в сто лет и палка стреляет. Так вот, это может быть магазин-однодневка, который собирается продать пару десятков таких вот «айфонов» ниже себестоимости, набрать популярность и доверие в соцсетях и раствориться в ночи вместе с миллионом долларов, полученных от доверчивых буратино в качестве предоплаты. На вопрос, что делать в такой ситуации, ответьте себе сами. Тут как с «МММ»: те, кто были первыми в этой пирамиде, остались в выигрыше, но большое количество людей погорело на своей жадности.