Устаканившиеся в средней полосе России холода стоять не велят. Они велят окунуться в плед, закутаться в теплый чай и не покидать пределы дома. Если уж приспичило ехать (на ту же работу, в конце концов), то делать это нужно не на метро или автобусе, а на собственной машине. Там сухо, там тепло, там никто не пихается локтями. Ознакомься с нехитрыми правилами зимней эксплуатации и давай в путь дорогу!
■ Начать следует сначала. Завести мотор в лютый мороз — уже больше половины успеха. Если машина долго (от трех дней и больше) стояла без движения, лучше не спешить. Сев в машину, первым делом включи... фары ближнего света. Буквально на несколько секунд. Это поможет разогреть электролит в аккумуляторе, и заиндевевший стартер получит большую порцию тока.
■ Если у тебя дизельная машина, не забудь прогреть свечи накаливания. Включи зажигание, дождись, пока на приборной панели погаснет пиктограмма в виде змеевика самогонного аппарата, и только потом крути стартер.
■ Если двигатель не «схватил» в течение 5—7 секунд вращения стартера, не пытайся помочь делу нажатием на газ — зальешь свечи и поедешь на работу пешком. Лучше выдохни, сделай паузу и попробуй покрутить стартером еще несколько раз. Должно сработать.
Вау, мотор завелся! Впрочем, слегка перефразируя мистера Вульфа из «Криминального чтива», пока еще рано бурно выражать охватившее тебя радостное волнение.
■ При низких температурах любой двигатель работает в режиме масляного голодания. Поэтому не нужно сразу включать передачу и давить по газам. Лучше дать мотору поработать на холостых — ему для здоровья полезно. Займись пока делом: включи подогревы всего, что есть, сходи на улицу смахнуть снежок с капота или, на худой конец, потупи немного в «воцапе». Десяти минут должно хватить, чтобы даже самый замерзший мотор пришел в нужную кондицию.
■ Кстати, пока ты счищаешь снежок, не забудь включить обдув лобового стекла. Если есть электроподогрев лобовика — еще лучше. Ведь в мороз даже тепло твоего дыхания вызовет мгновенное запотевание «амбразуры».
■ Пока мотор не наберет рабочую температуру, примерно 80 градусов Цельсия, лучше включить режим рециркуляции системы климат-контроля. Так воздух в салоне прогреется быстрее.
■ Только не забудь потом рециркуляцию вырубить, иначе стекла будут запотевать. Оптимальное распределение воздушных потоков — ноги и лобовое стекло. Температура — по вкусу.
■ Еще один важный момент — стеклоочистители. На самом деле, когда за бортом минус 15 и ниже, грязь летит на лобовик с меньшим энтузиазмом, нежели при околонулевых температурах. Тем не менее дворники тебе обязательно пригодятся. Поэтому, если жидкость в бачке омывателя замерзла (а она, скорее всего, замерзла), не поленись захватить из дома бутылочку воды.
Лучше выглядеть глупо, высовывая руку в окно и плеская аш-два-о на лобовик, чем продолжать движение вслепую. А вот растирать дворниками грязь по сухому стеклу не рекомендуется. Именно от этого на лобовике появляются затертости и царапины.
Ну все, завелись, прогрелись, очистились. Можно ехать? Можно! Но позволь еще один совет.
■ Как только температура в салоне станет комфортной, сними верхнюю одежду. Пальто, куртки и тем более шубы реально сковывают движения водителя, а шапки, шарфы и худи с капюшонами ограничивают обзор. Лучше сделать печку погорячее, оставшись в свитере или даже рубашке.
Не забывай, что зимой холодно не только одному тебе. Поэтому будь внимателен к другими участникам движения и в особенности к пешеходам. Помни: у них нет ни печки, ни подогрева! Будь уступчив, вежлив и мил. Вообще-то этими добродетелями каждый уважающий себя водитель должен одаривать окружающих в любое время года. Но нам почему-то кажется, что зимой это важно вдвойне.
■ Ну и самое последнее. Приехав к месту назначения, попробуй найти место для парковки вдали от карнизов домов. Ничто так не портит настроение после долгого рабочего дня, как вмятина на крыше от упавшей сосульки.