Обобщающей чертой большинства образчиков немецкого «вундерваффе», то есть супероружия, считались их размеры. Танк «Маус», супермортиры «Карл» и «Дора», стратегические ракеты «Фау» — все они отличались монументальностью. На их исполинском фоне танкетка «Голиаф» выглядела дурацкой шуткой. Хотя почему только выглядела?..
В оправдание сумрачного немецкого военного гения скажем, что вообще-то идея танкетки с дистанционным управлением, несущей в своем утлом металлическом корпусе нехилый запас тринитротолуола, пришла в голову французам. Те еще любители технических извращений…
Изобретателем «самоходной мины» французской армии считается некто Адольф Кегресс. Помимо забавного во времена Второй мировой войны имени, этот мусью знаменит тем, что еще до революции был личным водителем… Николая II. Он же, Адольф то есть, изобрел и построил удачный гусеничный движитель, который превращал в серьезный полугусеничный внедорожник почти любую машину того времени.
Надо ли говорить, что и «самоходная мина» Кегресса, известная как Vehicule K, была гусеничной. Больше всего она напоминала масштабную модель танков Первой мировой. При габаритах примерно 1,5х0,5х0,5 м «Викюле» собирался из стальных листов толщиной около 5 мм. Вполне противопульная защита.
Штуковина эта несла на себе 60-килограммовый заряд взрывчатки, оснащалась двумя электромоторами и управлялась по проводам. Почти как советские игрушки на дистанционном управлении, за которыми нужно было ходить. Только за «самоходной миной» ходить было необязательно. В задней части корпуса монтировалась катушка с разматывающимся на 700 метров шнуром.
Надо сказать, французским военным конструкция Кегресса понравилась. Но массовому выпуску «Викюле К» помешал неожиданно быстрый захват Франции немцами. Говорят, один из прототипов самоходной бомбы создатели утопили в Сене. Лишь бы не досталась врагу! Но немцы не поленились, выловили «Викюле», разобрали до винтика и, признав конструкцию не бессмысленной, наладили выпуск собственной танкетки-камикадзе.
Его-то и прозвали «Голиафом». Выпуск монстрика наладила известная автомобильная фирма «Боргвард», причем технически он во многом повторял французский оригинал. Электромоторы, привод на каждую гусеницу, бронированный корпус, полцентнера ТНТ…
Правда, когда немцы подсчитали стоимость «Голиафа», то схватились за голову. Игрушка с проводами и электромоторчиками стоила аж 3000 рейхсмарок! За четыре экземпляра можно было построить целую противотанковую пушку.
Поэтому из соображений экономии дорогие электромоторы поменяли на 700-кубовый ДВС и чуть увеличили броню — до 10 мм. Так и запустили в серию. Между прочим, с 1942-го по 1944-й немцы наклепали почти восемь тысяч «Голиафов». Из столь солидного тиража можно сделать ошибочные выводы о их эффективности. Конечно, нет!
Впервые танкетку использовали в битве под Курской дугой. И без особого успеха. Проблем набралось примерно с миллион. «Голиафом» было трудно управлять, ведь оператор сидел в окопе, рассчитывая лишь на собственное зрение. Танкетка часто застревала, опрокидывалась в воронках и ямах, а главное, оказалась невероятно медленной и уязвимой для огня из противотанковых ружей, гранат и любой артиллерии. Да что артиллерия! Удар саперной лопатки по проводу — и самоходная бомба превращалась в сувенир. Так что до советских танков и оборонительных укреплений, которые «Голиаф» должен был взрывать, это чудо враждебной техники тупо не доезжало.
Чуть лучше танкетки показали себя в городских боях, особенно при подавлении Варшавского восстания в 1944-м. Но, согласись, даже это как-то не тянет на оправдательный приговор оружию, которое поначалу всерьез претендовало на приставку «вундер».