Сенсационные снегопады, накрывшие нас в середине февраля с новой силой, подняли вопрос о пользе полного привода на автомобилях. Какой из них лучше? Да, полноприводные трансмиссии почти как йогурт — разные на вкус и не все одинаково полезные. Не дрейфь, сейчас все разберем.
Начнем с того, что машины с цифрами 4х4 делятся на три большие категории: с жестким подключением полного привода (он же part-time), постоянным полным приводом и автоматически подключаемым полным приводом.
Что такое part-time?
Если в двух словах — дедушка всех полноприводных трансмиссий. Старая школа, как она есть. Такую схему полного привода использовали, например, на Willys MB, предтече всех «джипов». Она проста и незатейлива, как выстрел в упор.
Здесь передние и задние колеса образуют жесткую схему подключения и всегда вращаются с одинаковой скоростью. Что в этом плохого? При движении по прямой все ок, но в поворотах колеса машины проезжают разное расстояние. Значит, какие-то из них обязательно будут проскальзывать. Это плохо для управляемости, долговечности трансмиссии и покрышек. На низкой скорости проскальзывания незаметны, а на высокой могут привести к аварии.
Все потому, что в part-time нет центрального дифференциала. Не лезь в Википедию, дифференциал — это такая штука, которая позволяет колесам крутиться с разной скоростью. На самом деле «дифф» штука дорогая и сложная, а главное, не особенно и нужная внедорожникам в грязи, глубоком снегу и прочих говнах (уж прости наш английский). В таких условиях и на скоростях до 40 км/ч «парт-тайм» отлично делает свою работу, но для езды на полном приводе с высокой скоростью он просто не предназначен.
Где ставится
На куче пикапов и созданных на их базе внедорожников. Яркие примеры — Toyota Hilux и Fortuner, Suzuki Jimny, старые поколения Jeep Wrangler.
Что нужно помнить?
Из снежной ловушки на «парт-тайме» выбираться не просто можно, но и нужно. Как и удивлять симпатичную девушку своими оффроуд-навыками на снежной или распаханной целине. Только помни, что, закончив с внедорожными упражнениями и выехав на шоссе, передний мост нужно отключить. Иначе жди беды.
Полный привод по требованию
Он же «торк он деманд» — момент по требованию. Ага, почти как остановка в общественном транспорте. В теории штука классная. При движении по сухому асфальту машина остается моноприводной, но если колеса ведомой оси вдруг начинают проскальзывать (на снегу, в луже, грязи или по тем же говнам), то машина самостоятельно подключает вторую пару колес, становясь полноприводной.
Казалось бы, идеальная схема. Но реальность далека от идеала. Во-первых, подключение полного привода происходит только по факту пробуксовки. Тех нескольких секунд, когда ведущие колеса уже потеряли контакт с покрытием, а вторая пара еще не подключилась, бывает достаточно, чтобы капитально застрять или на фиг улететь с дороги.
Идем далее. Обычно роль центрального дифференциала в таких схемах исполняют дешевые муфты повышенного трения. И это, конечно, так себе решение. Такие муфты очень быстро перегреваются, и… машина вновь становится моноприводной.
Словом, по большому счету «торк он деманд» хорош только для твоего личного успокоения. Мол, у меня полный привод, я все смогу. Помнишь игру Heroes of Might and Magic? Тогда считай «торк он деманд» артефактом, который дает плюс пятнадцать к уверенности в собственных силах и в лучшем случае плюс один к реальному повышению внедорожных способностей.
Где ставится
Почти на всех современных кроссоверах — от RAV4 и Sportage до Qashqai и CX-5.
Что нужно помнить?
Если «парт-тайм» не любит асфальт и хорош на бездорожье, то «торк он деманд» — его противоположность. Не совсем бесполезен на асфальте, но в реальном бездорожье быстро поднимает лапки кверху.
Его величество постоянный полный привод
Здесь мы наблюдаем элитарную группу автомобилей, в которых крутящий момент самостоятельно, а вернее, по велению управляющего блока распределяется между передними и задними колесами.
Оптимальная по эффективности, но и самая дорогая схема — с центральным дифференциалом Torsen. Он постоянно крутит все четыре колеса, а еще чувствителен к изменению крутящего момента на колесах и, в отличие от электронных муфт повышенного трения, практически мгновенного перераспределяет тягу туда, где нужнее.
Автомобили с «Торсеном» идеально приспособлены для езды по скользким дорогам и хороши на бездорожье. Тем более что на серьезных внедорожниках, таких как LC Prado, «Торсен» дополнен жесткой блокировкой дифференциала, позволяющей извлечь максимум из внедорожных возможностей.
Если в двух словах, такой полный привод тебе действительно пригодится. Все упирается в деньги.
Где ставится
Кроме упомянутого LC Prado, нужно отметить отменную полноприводную трансмиссию Mitsubishi Super Select, современные поколения Jeep Wrangler, многие премиальные кроссоверы, а также старушку «Ниву». Полный привод у нее реально классный!
Что нужно помнить?
Сама по себе полноприводная трансмиссия не панацея. Не забывай о важности клиренса, подходящей резины, а главное, прокладке между рулем и сиденьем.