Подкасты сейчас везде и всюду. И если пару лет назад они были нишевым уголком в Интернете, то теперь это целая индустрия.
Сейчас существуют аудиошоу на абсолютно разные темы: сериалы, психотерапия, история, туризм, новости и пр. Все больше людей делают подкаст-проекты, и это хорошо! Ибо вполне заменяет живое общение, которого порой так не хватает.
Некоторым кажется, что сделать свой подкаст слишком сложно и дорого. Отнюдь! Пробный выпуск можно записать даже на телефон без дополнительных вложений. И MAXIM любезно расскажет, как это сделать.
Тема, формат и название
Для начала надо решить, про что говорить. Спросить себя: о чем? в каком виде? кому?
Это три главных вопроса определят формат подкаста — нарратив, ток-шоу или интервью. А также станет понятно, какое оборудование и локация нужны для записи.
Маленький ликбез
Нарратив — рассказ на заданную тему.
Ток-шоу — обсуждение минимум двумя ведущими какой-то темы.
Интервью — когда один человек пытает вопросами другого.
Тему выбрать довольно просто. Для этого нужно понять, что тебе действительно интересно и в чем разбираешься или хочешь разобраться. Не стоит кидаться на хайповые темы, потому что в погоне за просмотрами можно растерять весь запал.
Название должно быть коротким, простым, оригинальным и отражать суть подкаста. Но не ломай голову слишком долго в поисках идеального варианта. Название всегда можно будет поменять, потому что после нескольких пробных выпусков смениться может не только формат, но даже тема.
Сценарий
Порой кажется, что в подкастах люди просто болтают. А вот и нет! Даже у самого захудалого ток-шоу прописан сценарий.
Не стоит, конечно, дословно записывать все свои реплики, достаточно накидать короткий план. Потому что с ним ты не будешь ловить ступоры и мучительно подбирать нужные слова. А еще аудитория будет безмерно благодарна за отсутствие «воды» и пустых разговоров.
Кстати, обязательно прочитай нашу полезную статью «Как говорить, чтобы тебя все слушали».
Техника, место
Безусловно, хороший звук — это первоочередное в подкасте. Но для записи пробных выпусков подойдет обычный диктофон на телефоне. Потому что первоначальная задача — понять, нравится ли тебе это или нет.
Но если все же хочется сделать что-то более-менее приемлемое, то всегда можно купить или взять у знакомых простенький USB-микрофон или рекордер.
Еще нужно найти помещение с хорошей акустикой. Но не нужно сразу бежать в очень дорогую студию. На первых порах подойдет комната с большим количеством хлама — так на записи не будет ненужного эха. В крайнем случае всегда можно залезть в шкаф или накрыться одеялом.
Обработка, монтаж
Даже если звук вышел неважный, то его всегда можно чуть-чуть вытянуть на обработке. Для этого не нужно обладать какими-то священными знаниями звукорежиссуры, достаточно скачать бесплатную программу Audacity и посмотреть несколько коротких обучающих роликов на YouTube.
Монтаж также можно делать в этой программе, вырезать ненужные паузы, вздохи и прочие огрехи. А также куски записи меняют местами, чтобы получить нужную структуру.
По поводу перебивок и вступлений. Даже не думай брать кусок из своей любимой Nirvana, потому что так можно нарваться на бан и удаление. В Интернете есть библиотеки треков без авторских прав.
Сейчас за этим следят очень строго, и иногда доходит до абсурда. Например, мы рассказывали, что видео с записью белого шума получило пять жалоб на нарушение авторского права.
Куда выкладывать
Главной площадки для подкастов не существует. Их очень много, и каждый выбирает ту, что ему больше нравится: «Яндекс.Музыка», «Подкасты Вконтакте», Apple Podcasts, Google Podcasts, Soundcloud, Spotify, YouTube и прочие.
Но для первых выпусков нужно взять что-то одно и максимально простое. Например, YouTube. У него нет какой-либо предварительной модерации и не придется ждать одобрения от администрации. Достаточно просто перевести запись в видеоформат (просто добавь статичную картинку) и залить на площадку. А дальше разослать всем знакомым, чтобы оценили.
В подкастах, как и во всем остальном, самое главное — начать. И даже если первый выпуск совсем не получится, то это не повод все забрасывать. Пробуй еще! И еще! И опять! И снова!
И даже не смей думать, что твои истории никому не интересны или что ты ничего нового не расскажешь. Каждый человек — это отдельная вселенная, и на каждую тему найдется своя аудитория. Так что дерзай!
Фото: Getty Images