В России стартовал беговой сезон, теперь официально. Формально-то уже почти месяц назад, но только на днях в «Твиттере» случился масштабный спор на тему вреда занятий бегом. И это тот уровень, когда понимаешь, что количество бегущих людей на улицах стало довольно заметным. Но что если вы видите только часть этих фанатиков? Представьте, что их значительный процент давно прячется от общего внимания по лесам и в глубинах парков? Да еще и с конкретной целью.
Трейлраннинг. Бег по пересеченной местности, если на русском. По лесам, горам, через ручьи и болота. В любую погоду и почти на любые дистанции. Увлечение для тех, кому ускорения по асфальту кажутся слишком скучными и монотонными. Плод порочной любви бега и пешего туризма.
Вообще говоря, трейлы — вызов для опытных головой и телом спортсменов. Многие дистанции начинаются от 20 км, часто соревнования проходят в ужасную погоду. А места под трассы организаторы специально выбирают будто по запискам Ивана Сусанина. К счастью, есть исключения с короткими дистанциями, относительно простыми трассами и в популярных местах. Идеально для того, чтобы проверить свою физическую форму и в целом интерес к трейлам.
Для первого в жизни забега по горам мной была выбрана Красная Поляна, где в майские праздники проходил беговой фестиваль «Мир» Rosa Run. Во-первых, красиво. Во-вторых, в начале выходных спортом позанимался — и дальше ускорения только между мангалом и холодильником. В-третьих, на фестивале была отличная дистанция в 8 км, которая казалась идеальной для пробного забега.
Чтобы вам проще было прикинуть свои шансы пробежать трейл, дам свои вводные, на которых я подошел к дистанции:
занятия спортом 3-4 раза в неделю — две силовые тренировки, футбол и беговая либо два футбола;
скромнейшее время на десятке — 55-57 минут;
вес — примерно 90 кг;
количество проведенных беговых тренировок для подготовки к трейлу — 0.
В целом был уверен, что выбегу, но совершенно не понимал расчетное время и уровень работы.
Единственное, что успел сделать специально к забегу, — пройти диагностику сердца. Но это было необходимо для получения справки, без которой на дистанцию вообще не выпустят. В Москве есть разные варианты получения этих справок — от звонка нужному человеку, который привезет все документы, до поездки в клинику спортивной медицины, где вас обвешают датчиками и заставят бегать на дорожке. Я выбрал промежуточный вариант.
В «Гугле» тьма текстов о том, как подготовиться к трейлу. Что покупать, что надевать, чего нельзя делать. Так что здесь вообще никаких советов не будет. Хотя бы потому, что на деле примерно половина советов лично для меня оказались бесполезными. Но скажу точно, о чем пожалел:
до этого тысячу лет не тренировал горочки с подъемом и спуском. Из-за этого сил на приличное ускорение не хватало даже на горизонтальных участках трассы;
плохо выбрал одежду. Но тут претензий к себе минимум, поскольку брать в поездку весь беговой шмот было странно, а погода на месте переменчива. Но на трейле не работает правило «при беге будет +15 градусов к температуре воздуха». Большие отрезки трассы приходится идти буквально пешком, тело не успевает прогреться;
не попробовал побегать с палками для трейлраннинга. Со стороны долгое время казалось, что они только мешают. Но после пары крутых спусков подумал, что с палками бы чувствовал себя сильно спокойнее. В итоге до сих пор не знаю, работают они в плюс или нет!
Отдельно все-таки отмечу, что в моем случае идеально сработал совет умножать на 1,5 время, за которое бегаешь схожую дистанцию по плоской земле. Формула четко сработала на определение финального времени.
Из обидного: надо было регистрироваться на шуточный забег-карнавал. Это 2 км, которые все бегут в костюмах. Просто фантастический по атмосфере движ. Есть уверенность, что многие участники костюмы готовили в разы дольше, чем преодолевали дистанцию. В следующем году обязательно попробую стартануть.
Про основной забег странно рассказывать слишком много. Вот несколько тезисов:
По моим ощущениям, основное время делается на плоских участках трассы. В горку и с горки все спускаются более-менее одинаково медленно. Там скорее решает готовность работать монотонно, а не быстро. Зато на шоссейных участках трассы было важно ускоряться.
С первого раза невозможно понять, как распределять силы. Очевидно, что нельзя выжимать максимум на первом же подъеме. Но во время спуска нет четкого плана работы, потому что впереди виден новый подъем. И ноги несут вперед, а мозг заставляет тормозить. Возможно, чересчур.
Работа головы здесь решает намного больше, чем на асфальте. Например, каждую секунду нужно прикидывать, куда поставить ногу, чтобы не оступиться. Плюс в какой-то момент дистанции мозгу кажется интересной идея просто сесть и перестать заниматься преодолением. В диалогах о том, зачем все это нужно, проходит значительная часть пути.
Трейлы — это бесконечно красиво. Вы постоянно меняете высоту, виды открываются разные. Единение с природой ощущается где-то на фоне, но оно есть. Хотя, конечно, наслаждаться горами несколько мешает свисающий язык и хриплая работа легких.
Протяженность дистанции вряд ли будет соответствовать заявленной. Мы пробежали в итоге почти 10 км с подъемом на предпоследнем участке. И здесь тоже важно «перепрошить» мозг и нервную систему, ориентированную на меньший объем работы. А лучше вообще не задавать себе этот параметр перед стартом.
Пиво после забега всегда самое вкусное, но почему-то быстро кончается.
Ощущения после трейла намного интереснее и ярче, чем после забега по асфальту. И мышцы забиваются не так, и воспоминаний больше. Но чистого удовольствия в процессе, честно говоря, вышло меньше. С первой попытки — точно. Возможно, с опытом уходит напряжение реакции на изменения трассы и наступает дзен наслаждения природой. Но мне пока проще топтать плоские дистанции.