Западные эксперты любят критически пройтись по советской военной технике времен Второй мировой. Регулярно достается бипланам По-2 за техническую осталость, легким самоходкам СУ-76 за открытую боевую рубку, пистолету-пулемету ППШ за большой вес и невысокую точность стрельбы. Бревен же в глазах союзников никто не высматривает. А они есть.
Британский морской истребитель-перехватчик Blackburn Roc, например, можно считать одним из самых неудачных самолетов Второй мировой. Что это за истребитель, которого вообще никто не боялся?!
Проект с самого начала выглядел странно. В 1937-м министерство авиации Великобритании поручило фирме Blackburn Aircraft разработку нового морского истребителя. Неизвестно, что курили английские конструкторы, но выбрали они довольно спорную концепцию. Все вооружение самолета решили сконцентрировать в поворотной турели, установленной за фонарем кабины пилота. Пушек и пулеметов в крыльях или носовой части самолета не предусматривалось.
Теоретически можно понять ход мысли англичан. Для перехвата разведчиков и бомбардировщиков противника удобнее подойти к ним снизу и расстреливать брюхо из счетверенных пулеметов «Браунинг». Но для этого самолет должен был быть быстрым.
С этим же были проблемы. Ради экономии средств новый истребитель разрабатывали на базе пикирующего бомбардировщика Blackburn Skua. Делов-то, поставить пулеметную турель на готовый самолет — и можно летать. Только сам Skua высокой крейсерской скоростью не отличался, пикировщику она особо не нужна. Зато истребителю-перехватчику, каким замышлялся Blackburn Roc, — очень даже.
Тяжелая пулеметная турель только усложняла задачу 900-сильного радиального мотора фирмы Bristol. В итоге по максимальной скорости Roc-истребитель уступал Skua-бомбардировщику, на базе которого был построен. Это, конечно, абсурд.
Самолет, принятый на вооружение в 1939-м, назвали в честь мифической птицы Рух. По преданиям, она была такой огромной и сильной, что могла унести в когтях даже слона. Но «Рух» в обличии самолета едва мог удержать в воздухе сам себя. И когда дело дошло до боевых вылетов, вся ущербность «Блэкберна» вылезла наружу.
Несчастный британец не мог догнать ни один самолет, который собирался перехватить, немецкие разведчики и бомбардировщики улетали от «Руха» как от стоячего.
Единственной подтвержденной жертвой жалкого-жалкого «Блэкберна» стал «Юнкерс-88». «Рух», приписанный к 806-й эскадрилье, вместе с парочкой «Скуа» сбил его 28 мая 1940-го. Другие победы так и не пришли. К тому моменту руководство морской авиации Великобритании уже списывало неудачный самолет на берег.
Больше пользы эта машина принесла именно на земле. Демонтированные пулеметные турели устанавливали для защиты периметра авиабаз и аэродромов от немецких налетов. Оставшиеся «Рухи» использовали как летный тренажер для начинающих пилотов. Такая вот негероическая судьба у самолета с героическим именем.