Когда в 2007 году Стив Джобс представлял со сцены iPhone, никто даже подумать не мог, что 10 лет спустя пристрастие к нему станет основной головной болью современных психологов и психотерапевтов. Весь мир заболел странным «заболеванием» под названием FOMO (fear of missing out — боязнь что-нибудь пропустить), а разряженный мобильник — это один из самых сильных стрессов для современного человека.
Две компании разработчики основных ОС даже выпустили инструменты, чтобы пользователи могли с легкостью избавляться от уведомлений. Именно их обвиняют в постоянном внимание к смартфону. Но, как показало исследование, опубликованное в журнале Computers in Human Behavior, оповещения ни при чем. Они ответственны только за 11% обращений человека к смартфону. В 89% пользователь активирует смартфон по собственной инициативе.
Авторы исследования акцентируют внимание даже не на результатах, а на реакции испытуемых: многие люди даже не могли вспомнить, зачем они брали в руки смартфон. Проверка информации на экране стала условным рефлексом для нынешнего поколения.
37 молодых людей обоих полов в течение трех дней носили небольшие камеры, закрепленные на одежде. За ними наблюдали 5 часов каждый день, что обеспечило исследователям почти 200 часов материала для анализа. В среднем каждый испытуемый обращался к смартфону раз в 291 секунду, а продолжительность работы с ним — 64 секунды.
В половине случаев испытуемые только проверяли смартфон (взаимодействие длилось 23 секунды). Самой частой причиной использование было приложение WhatsApp, и проверка уведомлений и листание ленты Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Самым редкой причиной использования смартфона оказались звонки.
Но самым интересным последствием исследования, по словам ученых, оказалась реакция испытуемых на результаты. Они были крайне озадачены тем, насколько часто и насколько бесцельно они обращаются к смартфону. При этом не осознавая, что они это делают.
В статье использованы материалы