Нам говорят, что тут не Европа, но мы настаиваем на обратном. И готовы даже ездить по городу на велосипедах. Журналист Роман Веденисов практикует велосипедизм уже много лет и знает о нем все. Поэтому мы просто дали ему слово.
«Я езжу на работу на велосипеде» — автомобильные сообщества трясет от этих слов. И я понимаю их обеспокоенность. Велосипед — альтернатива священной корове россиянина — автомобилю. А автомобилист в нашей стране — человек, пришедший к успеху и доминирующий над остальным миром.
Но, когда я проезжаю мимо стоящих в пробке владельцев кредитных Kia, им невдомек, что я не страдаю. Я еду почти по прямой до работы, трачу вдвое меньше времени, приезжаю в тонусе и не ищу место для парковки.
Езда на велосипеде мало зависит от погоды. Велосипедное шоссейное колесо отлично разрезает снег и мягкий лед, ехать комфортно, не надо никаких шипов и прочего ужаса. Осенью и зимой на велосипеде теплее, чем пешком: ты же активно крутишь педали. Но мерзнут ноги и руки. Примерно с +5 градусов и ниже нужны перчатки и шерстяные носки.
Ниже минус 10 градусов необходимо термобелье, а поверх перчаток — гетры, которые переходят на рукав, тогда ветер не задувает снег на запястья. Под шлем надевается тонкая шапка-бандана, а кому не претит уродство балаклав, может купить горнолыжный подшлемник. В дождь нужен дождевик, но брюки и обувь промокнут, это жестокий факт. Надо иметь резерв на работе.
При езде по городу главная цель — не устать. Доберешься ты и так быстрее всех, но усталый велосипедист допускает ошибки, а среди машин это опасно. Важно не тратить силы попусту, поэтому тяжелый горный велосипед не подойдет, несмотря на его героический вид. Нужен велосипед на колесах радиусом 28 дюймов и толщиной 23 мм. С тремя передачами, полноразмерными крыльями, динамо-втулкой, стационарными фонарями и багажником. И без амортизаторов. Эффективный амортизатор стоит под 1000 долларов, и весь велосипед тогда обойдется в сумму от 2000 долларов — это нельзя не заметить. При этом на асфальте амортизатор не дает особой выгоды, но забирает часть энергии педалирования.
Рама должна быть стальной. Карбон дорогой, а алюминий быстро устает и ужасно жесткий. Недорогие стальные велосипеды делают Schwinn и Fuji. Можно даже заняться самосбором — купить раму и вокруг нее собрать велосипед.
Если велосипед нужен непременно новый, смотри Schwinn и Linus. Еще есть дорогостоящий хайтек работы Schindelhauer, VSF Fahrradmanufaktur, Cinelli, Specialized. Они выпускают очень дорогие городские велосипеды, в которых есть все сразу: 14-ступенчатые планетарные втулки Rohloff, ременная передача Gates Carbon Drive CDX, динамо-втулки SON, свет Busch & Müller, иногда встречаются рамы с системой передач Pinion в каретке — новейшая разработка инженеров Porsche.
В оплоте велосипедизма, городе Амстердаме, все ездят без шлемов — у них такая позиция. Город в основном велосипедный, скорости низкие, плюс традиции и общее наплевательство. Но статистика неумолима: шлем работает, без него черепно-мозговые травмы очень серьезные. Шлем сгодится любой, но есть и красивые к тому же. Коллекция Carrera for Brooks или шлемы Thousand, например. Велопрокат — это прекрасно.
Надо только понимать, что велосипеды там сильно отличаются от обычных. Их главная миссия в жизни — не умереть. Поэтому они простые и тяжелые. Прокатный велик создан по городским канонам: динамо-машина, фары, планетарная втулка на три передачи. Но цена его прочности — вес в 26 кг. Пока едешь — все равно, а когда затаскиваешь по пандусу подземного пешеходного перехода — уже не так весело.
Кое-где уже есть велодорожки, но на них могут стоять машины, как повсеместно в Питере. Есть полосы общественного транспорта, они шире. Если улица обычная, надо ехать вдоль тротуара или вдоль припаркованных машин, но помнить о внезапно открывающихся дверях. Возле обочины бывает одна неприятность — решетки канализации, и у них часто делают прутья вдоль движения. Если колесо попадет между прутьев — это и удар, и застрять можно. В общем, приятного мало.
Маршрут лучше строить по маленьким улочкам, заранее планировать переправы через многополосные трассы, железные дороги и реки. Самая сложная ситуация — с поворотами налево по многополосной дороге. Этого вообще стоит избегать, лучше превратиться в пешехода на время. Мост надо заранее выбирать самый удобный, с обочиной. На любом мосту есть стальные технологические стыки, их лучше проезжать вне автомобильной колеи — удар будет меньше.
ФОТО: GETTY IMAGES