Критика — блюдо, которое подают горячим. «Устраивать головомойку лучше сразу. Чем позже виновник будет отчитан, тем сильнее будет на тебя его обида, как бы прав ты ни был», — уверяет Карстен Бредемайер, автор книги «Черная риторика».
Для совершившего проступок его вина — дело прошлое, он уже не чувствует ее. Поэтому, если ты, вернувшись из отпуска, будешь ругать своих подчиненных за то, что две недели назад они посадили тебя пьяного не в тот самолет, то покажешься им страшно мелочным и придирчивым.
Смягчи приговор. «Прежде чем объяснить кому-то его ошибку, скажи, что тебе самому доводилось совершать такую же», — советует герр Бредемайер. Никто не хочет быть уникальным образцом глупого поведения. «Когда я в голодные студенческие годы подрабатывал хирургом, мне тоже довелось случайно убить человека» — сделав подобное отступление, дальше можешь критиковать по обычной программе.
Такого же эффекта смягчения можно добиться, если отчитывать человека, как бы сомневаясь в его виновности («Возможно, у тебя были причины не приходить на работу последние два года, но тем не менее…»)
Отчитывая виновного, давай оценку не ему самому, а сложившейся ситуации. «Говори о результатах или о том, как ты их воспринимаешь», — советует Бредемайер. Другими словами, вместо «Из-за твоих некомпетентных действий, граничащих с преступной халатностью, нам придется покупать новый карандаш!» скажи: «Мне очень жаль, что мы остались без карандаша». Вообще избегай при критике говорить «ты». Не «твой отчет плох», а «этот отчет плох».
И еще: если хочешь отругать кого-то сильнее обычного, лучше сделать это с глазу на глаз, без посторонних. Простить тебе публичное унижение он сможет нескоро. К тому же ему труднее будет подать на тебя в суд за избиение, не имея свидетелей.