Споры о том, что делает одаренного ребенка одаренным, начались давно. После того как версия божественного вмешательства отпала, на выбор осталось два объяснения: наследственность или воспитание. Начало почти трехвековой полемике положили титаны французского Просвещения Гельвеций и Дидро. Первый считал, что при появлении на свет мы обладаем одинаковыми задатками, а остальное зависит от дальнейшего влияния среды. Второй утверждал, что каждый человек рождается «с определенной способностью к чему-то».
Оставим учебникам пересказ затяжной борьбы теорий. Для тебя (и для этой статьи) важно, что в итоге выиграли те, кто ставил на Гельвеция и воспитание.
Современная психология считает, что в процессе целенаправленного обучения можно развить какие угодно способности у любого ребенка. Да, индивидуальные особенности психики и организма (или, говоря проще, задатки) — это важно. Однако, чтобы играть Четвертый концерт Рахманинова, одной удачи родиться с длинными пальцами мало. Если не поставить их в нужное время на клавиши, в будущем ребенок будет использовать свои персты для эффектного, но все же бездарного копания в носу.
Когда ученые начали тестировать, взвешивать и измерять окружность черепа вундеркиндов, выяснилось, что от обычных детей одаренные отличаются более ярким проявлением трех следующих качеств:
1. Любознательность
2. Настойчивость в достижении цели
3. Воображение
К счастью для твоего наследника ипотеки, все эти составляющие высокого интеллекта несложно развить. Так как интеллект развивается в раннем возрасте, в основном от тебя требуется просто играть с ребенком. Чем ты немедля после прочтения статьи и должен заняться.
Известный психолог, специалист в области детской одаренности Натан Лейтес писал: «К шести годам интеллектуальное развитие завершается более чем на треть, к восьми — на половину, а к двенадцати — на три четверти». Надеемся, у тебя еще есть время сделать свое чадо умнее.
Прокачка любознательности
Ради интереса мы заглянули в энциклопедию и выяснили, что любознательность — это жажда новизны и потребность в новых впечатлениях. «Связь между количеством впечатлений, которые получает младенец, и развитием его мозга неоспорима, — рассказывает наш постоянный консультант из семейного центра „Мы“, кандидат психологических наук, медицинский психолог Татьяна Свиридова. — Брошенные дети, недополучившие в грудном возрасте эмоционального общения со взрослыми, будут заметно отставать в развитии от сверстников даже при самых высоких задатках».
Ничего особенного, в принципе, от тебя не требуется. Путешествие с ребенком по джунглям Амазонки, конечно, достойно похвалы, но и обычный поход за грибами ничем не хуже (к тому же не менее опасен, учитывая, что твое знание ядовитых грибов исчерпывается мухомором).
Интенсивность впечатления зависит не от самого впечатления, а от того, как ты его интерпретируешь для ребенка. Если ты посадишь дитя перед телевизором и уйдешь в другую комнату заниматься своими взрослыми делами (прохождение третьего уровня Megaman 10 совсем не детское занятие!), какие-то новые впечатления ребенок все равно получит. Однако это самый примитивный способ развития любознательности.
«Ты всегда должен быть рядом, — объясняет твою ошибку Татьяна Свиридова. — Чтобы впечатления усваивались не стихийным образом, тебе следует постоянно обозначать реальность, которую исследует ребенок».
Если во время совместного просмотра «Тома и Джерри» ты начнешь объяснять юному зрителю, почему после глотания бомбы из ушей идет дым, это поможет ему глубже познать мир и тайные связи между вещами. И самая глупая сказка («Как зайка коня загрыз») принесет пользу, если после ее прочтения ты задашь ребенку несколько вопросов («Как ты думаешь, почему зайка стер с пистолета отпечатки пальцев?», «Так кто же из коней на самом деле прятался в дупле?»). Ответ заставит ребенка задуматься, а значит, четче уяснить для себя, как работает наша действительность.
Постоянно становись на позицию ребенка и проявляй (ну хотя бы изображай) искренний интерес к миру. Если мимо вас ползет муравей, остановитесь и посмотрите, куда это он намылился. Расскажи все, что ты знаешь об этом насекомом (живет под березой в муравейнике, зовут Семеном, не женат). Так ты не только обогатишь полученное впечатление, но и поощришь любознательность.
«Никогда не ограничивай любопытство ребенка, — наставляет Татьяна. — Если он разобрал игрушку, не ругай его. Исследовательская активность важнее сохранности вещей. А наказание может отбить стремление к дальнейшему постижению мира».
Любознательность — высшая степень развития любопытства. Чтобы чадо не застряло на полпути, не заваливай его игрушками. Если дарить через день по-новому трансформеру, любопытство так и останется любопытством.
Чтобы полностью «подчинить» себе предмет, недостаточно научиться манипуляциям с ним. Получив очередного трансформера, ребенок немножко поиграет с ним и положит к остальным. Это любопытство, а не любознательность.
Родительская щедрость не дает возможности «заиграть» трансформер до дыр, изучить все его свойства (он тонет? держится ли на нем краска?) и использовать не по назначению (поместить в ветлечебницу к больному слону), другими словами — использовать весь потенциальный функционал, таящийся в игрушке. Построить робота из пустой коробки во много раз полезнее для развития интеллекта, чем незатейливая игра с роботом, который находился в этой коробке.
«Любознательность хорошо развивается при решении дивергентных задач», — продолжает делиться знаниями госпожа Свиридова, великодушно предполагая, что ты знаешь значение словосочетания «дивергентная задача» (это, подскажем, задача, у которой нет единственно правильного решения).
Мышление человека экономично и эргономично. Ему, мышлению, удобнее считать, что все ответы делятся на правильные и неправильные и выход из любой ситуации находится по алгоритму «не одно, так другое».
Любознательность же предполагает, что однозначного ответа может и не быть. Тебе нужно как можно чаще показывать ребенку, что каждая задача может быть решена различными способами. Перенести мяч из комнаты в комнату можно по-разному: держа в руках, пиная ногами, засунув за пазуху, привязав к кошке.
Вместо того чтобы распорядиться с высоты родительского положения «делай так и никак иначе», совместно с ребенком обсуди, какой из вариантов самый лучший. Не упускай возможности показать, что познание не заканчивается нахождением одного ответа.
Любые твои совместные занятия с ребенком должны быть сотрудничеством. Любознательность может пропасть, если взрослый покажет, насколько он совершенен в отличие от несмышленого дитяти. Если ты сел с трехлетним ребенком рисовать, не вырывай у него кисточку со словами «Дай покажу, как нужно» и не набрасывай уверенными мазками копию «Девочки с персиками на шаре». Ребенок позавидует твоим талантам. Сотрудничество подразумевает, что каждый вносит посильный вклад. Ты держишь листок, а ребенок, размазывая краску, рисует снег. Не делай что-то для ребенка, делай что-то с ним вместе.
Одна из главных опасностей, подстерегающих вундеркинда, — гордящиеся им родители. Не хвались успехами ребенка в его присутствии. Если кроха выучил буквы, не ставь его перед гостями на стул, заставляя читать татуировку на твоей груди. «Тщеславие — враг любознательности, — предупреждает Татьяна. — Стоит ребенку успокоиться на достигнутом, и его развитие остановится».
Тренировка настойчивости
Любознательность — это, конечно, прекрасно. Но без умения довести дело до конца от нее мало толку. Изучая поведение одаренных детей, исследователи особо выделили их усидчивость. Вундеркинды могут часами концентрировать свое внимание на чем-то одном (нет, долбление молотком по пустой кастрюле в течение трех часов не считается, а вот бесконечное пиликанье гаммы — самое то).
Такое поведение нехарактерно для обычных детей дошкольного и младшего возраста. Им хочется то одного, то другого, то третьего (особенно когда третье — компот).
«Изначально любой деятельностью ребенок занимается по большому желанию. Но стоит ему заскучать — и он отвлекается, — объясняет наш консультант. — Воля развивается, когда человек преодолевает то, что ему не очень интересно».
Перетерпеть скуку ребенку под силу, только если рядом есть взрослый. Дошкольника бессмысленно заставлять доиграть, дорисовать или доделать что-то самостоятельно. Чем бы ты ни занимался вместе с наследником, помни главное: заключительный штрих всегда достается ребенку.
С утра вы начали делать башню из кубиков, в обед ребенку надоело, и он уехал к бабушке в деревню, а ты продолжил возведение стен в одиночку. Но последний кирпичик должен установить не ты, а ребенок. Это ничего, что он провел у бабушки все лето и не очень помогал тебе. Именно ему отведено почетное право водрузить на вершину завершающий строительство кубик! Пережитое им радостное чувство («Мы доделали! Мы молодцы!») поможет и в будущем доводить начатое до конца.
Сложность задачи может привести к тому, что ребенок не станет ничего делать вообще. Поэтому всегда в ваших совместных занятиях иди от простого к сложному. Допустим, ты решил научить ребенка рисовать. Конечно, ты и сам понимаешь, что пытаться сразу вдолбить ему азы перспективы не стоит. Но и провести прямую линию до определенного возраста довольно сложно. Подбери задание по силам.
В нашем случае для начала пусть ребенок придумает сюжет картинки. Ему уже станет интереснее следить за тем, что выходит из-под твоего фломастера. Ты нарисовал корову? Теперь пусть ребенок понаставит над ней точек — эти мухи будут его посильным вкладом в создание шедевра. Такие совместные проекты с самых ранних лет научат концентрации внимания и целенаправленной деятельности.
Помни, что ребенок очень быстро выдыхается. «Часто дело не в недостатке сил, а в недостатке нужных эмоций, — подчеркивает госпожа Свиридова. — Твоя поддержка очень важна. Лучше похвалить ребенка за мелочь, чем указать на существенный промах». Твой возглас: «Как здорово, что у этого человечка двенадцать пальцев на руке!» — даст ему сил еще немного покорпеть над рисунком и подрисовать дополнительно семь пальцев на носу.
Постепенно приучи ребенка просить помощи только на самом сложном этапе. Другими словами, он должен привыкнуть планировать. Если у него есть замысел (построить из кресла танк), ему не следует сразу бежать к тебе. Пусть сперва сам решит, из чего будет сделано дуло, из чего — гусеницы, и только потом пригласит на постройку тебя, да и то в качестве помощника.
Чем старше становится ребенок, тем меньше взрослый должен участвовать в организации его деятельности. Только сын научился завязывать шнурки — все, отныне он это всегда обязан делать сам. Даже если вы спешите. Постепенно совместная деятельность должна переходить в контроль за конечным результатом (проверка домашнего задания). Если ты будешь руководить каждым шагом, его воля так и не разовьется. Попав в большой мир, он ничего не сможет сделать без чужих указаний. Он всегда действовал по указке, и его волевая сфера осталась незрелой.
Апгрейд воображения
Активнее всего образное мышление (главная предпосылка любого вида творчества) развивается с трех до семи лет. «Многие родители считают, что если в этот период начать учить ребенка по школьной мини-программе, то это будет способствовать его интеллектуальному развитию. Это заблуждение. В действительности раннее обучение тормозит развитие», — предупреждает Татьяна Свиридова.
Для дошкольника умение писать, читать и считать не является показателем ума. Тесты показали, что дети, знакомые до школы с начальной программой, оказались менее интеллектуально одаренными, чем те, которым родители дали наиграться и тем самым помогли развиться воображению. Учеба, даже по облегченной схеме, требует усидчивости, которая нехарактерна для психики дошкольника. Ребенка заставляют делать то, чего он не хочет, и в итоге он перестает мыслить творчески, то есть свободно.
Смелость замыслов, ощущение, что ему море по колено и он хоть завтра может отправиться на Луну (короче, все те чувства, которые в твоем возрасте просыпаются после того, как ты выпьешь), «заученные» дети теряют в процессе принудительных занятий. Не бойся вырастить отстающего ученика. «К концу дошкольного возраста наигравшийся ребенок сам почувствует, что ему надоело быть маленьким, и захочет пойти в школу и стать «взрослым», — обещает Татьяна.
С трех до семи лет у ребенка под руками всегда должно быть вдоволь фломастеров, красок, пластилина и конструкторов. Эти полезные штуки могут развивать воображение, даже если тебя нет рядом. Но если ты все же оказался поблизости, обогати эти виды творческой деятельности максимальным образом. «Обогатить, — встревает наш консультант, — значит, показать различные варианты использования вещи». Вот что мы имеем в виду. Предположим, ребенок слепил нечто, что он считает вазой. Обыграй этот кособокий предмет. Положи набок и скажи, что это бочка, в которой жил мудрец Диоген. Добавь клюв — опа! — вот у вас и получился пингвин. Добавь хобот — вуаля! — теперь это Диоген с хоботом!
Главным развлечением для дошкольников, не считая (печальный вздох) трансформеров, является сюжетно-ролевая игра. В этих разыгрываемых для себя представлениях ребенок моделирует социальные отношения (начальник — подчиненный, врач — больной) и учится мыслить абстрактно. Если ребенок уже вовлекал тебя в свои перформансы, ты, возможно, заметил, что он всегда хочет изображать взрослого. Если тебя пригласят поиграть в «дочки-матери», даже не думай быть матерью, ты должен быть дочкой. Иначе потенциал игры будет снижен до минимума.
Кроме того, в совместных играх тебе нельзя навязывать свое мнение. Режиссером всегда должен быть ребенок. Ты можешь только подыгрывать и обогащать сюжет мелкими импровизациями и деталями («Папа, давай я как будто вырываю тебе зуб!» — «Давай! А я как будто во время этого спокойно проверяю на „Фейсбуке“ (запрещенная в России экстремистская организация) обновления»).
Прежде чем вы начнете играть, расспроси ребенка о сюжете и конечном замысле. Чем закончится экспедиция в Антарктиду? В финале вы водрузите флаг, воткнув его прямо в белого медведя, или отправитесь на отколовшейся льдине навстречу «Титанику»? Такое обсуждение планов развивает умение мыслить целенаправленно и ориентироваться в рамках заданной ситуации.
Во время ролевых игр желательно пользоваться не игрушками, а замещающими их предметами. Ребенку полезнее ползти по ковру и целиться в тебя из половника, а не через прицел реалистично выглядящего пластмассового миномета из магазина «Малютка». «В этот момент ребенок держит в уме образ предмета, что очень сильно развивает и воображение, и интеллект, — поясняет Татьяна Свиридова. — Такая способность к замещению вещи на ее образ является фундаментальной особенностью человеческого ума и начинает складываться в трехлетнем возрасте».
Связующим звеном между абстрактным (то есть творческим) и конкретным мышлением служат схемы. Научи ребенка превращать вещи в их символы. Начните с самого простого. Нарисуйте схему вашей квартиры. Вот этот прямоугольник — стол, этот квадрат — телевизор, а этот круг — след от чашки с кофе, которую ты поставил на лист.
Важно показать ребенку связь между конкретной вещью и ее символом. Превращай с ним в схемы все подряд. Даже игры и сказки. Прочитали «Красную шапочку»? Теперь зарисуйте ее. Красная Шапочка — это, само собой, красный треугольник. Она шла по дорожке — это извилистая линия. Ей встретился волк. Он большой и серый. Рисуем серый прямоугольник. И так далее. Это странное на первый взгляд занятие позволит ребенку не только глубже понять взаимоотношения предметов и явлений, но и, главное, сделает из него творческую личность. Творчество не продукт аналитического рассуждения, а способность к интуитивному озарению, которое невозможно без умения оперировать знаками и образами.
И запомни: для гармоничного развития важно безусловное принятие ребенка родителями. Не рви на себе волосы от досады, если твой наследник отстает в развитии от более смышленых сверстников. На себя посмотри! Разве тебе это помешало?