Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Десять заповедей карьериста

Эта статья сделает из тебя первоклассного босса. Прочти ее – и люди больше никогда не будут плевать в тебя жеваными деньгами, приходя за прибавкой к зарплате.

3

Не особенно полагаясь на собст­венные силы в деле устройст­ва твоей карьеры, мы решили обратиться к профессионалу. Выбор пал на Игоря Кривулина, ведущего консультанта Центра подготовки персонала «Класс». Помимо прочего Игорь оказался создателем тренинга «Управление компанией по-мужски». Хотя, не будем скрывать, в его пользу нас склонило главным образом то, что под конец беседы он не попросил одолжить ему денег, как другие.

Десять заповедей карьериста

Почему «по-мужски»?

Первым делом мы спросили у Игоря, почему его тренинг называется именно так. Развеяв наши подозрения в тайном шовинизме, эксперт объяснил: «Как правило, в крупной организации мужчины расположены очень своеобразно: их много на самом верху, в топ-менеджменте и в самом низу, на непрестижных должностях. На роли исполнителей, умеющих работать вдумчиво и методично, компании предпочитают нанимать женщин». И именно эти женщины, по словам Игоря, часто приходят на тренинги и на его занятия в том числе. «Они хотят понять, чем мужская власть, мужская харизма отличается от жен­ской. Между тем никакой секретной формулы тут нет. Почти нет».

Из получасовой вводной лекции нашего эксперта мы заключили, что менеджмент бывает двух типов. Первый — это классический патернализм. Босс в этом случае играет роль царя или, скорее, главы семьи. Для такого человека внешние проявления его власти (и лояльности) часто бывают важнее текущих результатов. Харизма такого человека дер­жится на том, что он берет на себя ответственность за всех и за все. «Он не ждет, что человек, взвалив на себя задачу, справится с ней. Ему важнее, чтобы служащий, вне зависимости от результата, приходил к нему и отчитывался: «Вот, Пал Семеныч, сделал!» или «Не погуби, отец родной!» К счастью, такой тип управления постепенно отмирает, особенно в крупных городах России, — вместе с крепостничеством и правом первой ночи, которые, говорят, в провинции еще сохранились.

На смену «барину» приходит новый тип мужчины-менеджера — «игрок». Люди этого типа рассматривают бизнес как многоходовую партию, а своих коллег — как крупных и не очень фигур. Иерархичность при этом исчезает, по крайней мере внешне. Все в компании обращаются друг к другу на «ты», даже за пределами сауны, а обязанности и льготы распределяются относительно честно.

«И поскольку именно такой тип управления будет главенствовать в большинстве структур в ближайшие годы, остановимся на нем подробнее», — заключает Игорь.

Теория игр и хаоса

Твоя компания до сих пор управляется патриархом-самодуром? Не спеши бежать из нее в поисках лучшей доли, вернув в АХЧ выданные тебе в первый день работы кандалы и счеты. При кажущейся лучезарности у компании, управляемой «игроками», тоже есть свои минусы, причем вытекают они напрямую из плюсов.

«Неудивительно, что такие структуры добиваются, как правило, наилучших результатов на рынке, – размышляет вслух Игорь. – Если хотите метафору, компания растет в том случае, если давление, хаос внутри нее оказывается сильнее хаоса снаружи. „Игровая“ модель ведения бизнеса позволяет создавать напряжение, способствует появлению свежих идей и инициатив. Но фактически работники тут должны быть всегда начеку, как в джунглях».

Такой вот, казалось бы, неутешительный вывод. Однако не спеши отчаиваться. Да, бизнес — игра, и правила ее не прописаны. Однако это не только лишает тебя защиты и возможности апеллировать к судьям. Недетерминированность означает и то, что пробиться на следующий уровень и набрать побольше очков легче легкого. Для этого нужно всего лишь перестать играть в навязываемую тебе игру и слегка изменить правила в свою пользу. Мы научим как. Но для начала…

Десять заповедей карьериста

Тест: дрожащая ли ты тварь?

Эти вопросы, по мнению Игоря, помогут тебе понять, есть ли у тебя шансы встать у руля компании или добиться хотя бы мало-мальского головокружительного взлета.

Нарисуй простую схему. Расставь своих коллег на разном расстоянии от своего непосредственного начальника в зависимости от степени доверия и уровня компетентности. Обозначь свое место в этой схеме. Если это слишком сложно, просто выпиши трех союзников босса, работающих в твоем отделе, и трех — за пределами отдела. Приведи по два примера личностей, которым босс не доверяет и с которыми враждует.

  1. Попробуй быстро и не особо задумываясь назвать три направления, являющиеся в данный момент самыми важными для твоей компании. Не для отдела, а для всей компании — это важно.

  2. Вспомни задание (сделку, заказ, проект), над которым ты корпишь прямо сейчас, или закрой окно с онлайн-судоку: обычно дела лежат под ним. Какими будут следующие пять стадий существования задания (сделки, проекта)? Что будет с ним, когда ты закончишь свою часть?

  3. Есть ли какая-то профессиональная черта, которая отличает тебя от других? Так, а помимо умения засунуть в ноздрю крышку от пивной бутылки? Кроме шуток, есть ли что-то связанное с работой, что ты умел бы делать лучше других? В чем ты крут?

  4. Вспомни последний случай, когда ты получал разнос от начальства. Хотелось ли тебе во время экзекуции остаться хорошим работником в глазах босса? Боялся ли ты за свою репутацию?

  5. Есть ли у тебя враги в организации? Или хотя бы соперники?

  6. Сколько раз за последние три месяца ты приходил к своему непосредственному руководителю с предложением что-то сделать или изменить? Какой процент твоих идей был отвергнут?

Если ты смог ответить хотя бы на пять вопросов, считай, что кресло босса у тебя в кармане (не вдумывайся в смысл фразы, просто радуйся). Правильных ответов тут нет, само умение размышлять на эти темы и излагать свое видение является признаком того, что ты потенциальный «игрок». Если ты ответил на два вопроса и менее, то, скорее всего, тебе до конца жизни уготована роль исполнителя. Да, кстати, зря ты ответил «да» на пятый вопрос: там была закавыка. «Игроки» никогда не пытаются сохранить свое реноме: любой диалог, в том числе разнос, они воспринимают как шанс помериться силами с соперником. Впрочем, не будем забегать вперед, а лучше плавно перейдем к тому, что мы броско назвали…

Кодекс трех «Б»

Десять заповедей карьериста

На самом деле это всего лишь кодекс Будущего Большого Босса, но мы решили не кричать об этом в заголовке, чтобы тебя не уволили за чтение подобных статей.

Параграф 1. Кажущийся самым банальным завет: воспринимай любое задание как вызов. Людей, которые в рамках системы смогут пробиться наверх, всегда отличает если не блеск в глазах, то хотя бы отсутствие пессимизма. Нельзя говорить «это не моя делянка» или «я устал», когда тебя просят переделать работу за новичком или помочь смежникам. «В рамках системы патернализма этот путь губителен, — замечает Игорь. — Все заканчивается тем, что человек начинает все тащить на себе». Но в системе игры каждая победа — это шаг наверх. Тот, кто отпихивается от всего нового, выключает себя из борьбы. «Эта борьба важнее всего. В идеале даже деньги для игрока должны обладать меньшей ценностью, чем шанс принять вызов».

Параграф 2. Находи смысл в любом своем телодвижении. Каждое твое действие должно стать ходом в игре. Даже случайный визит в финотдел (зашел отдать чек) можно превратить в квест: отдать чек, подмигнуть новой девочке, чтобы она тебя запомнила, спросить у главбуха, поступил ли ее сын в Йель на платное. Будущие руководители никогда ничего не делают просто так. Если складывать из ходов партию тебе тяжело, попробуй для начала достигать микропобед. Поставь себе задачу добиться нужного действия (мата, улыбки, совмест­ного похода в буфет) от случайно выбранного коллеги — и сделай это. Тренироваться в передвижении «фигур» можно постоянно.

Параграф 3. «Будущий босс вообще отличается тем, что он все время видит игры других», – раскрывает секрет Игорь. Это не всегда мистический дар. Если желания людей не предстают перед тобой в виде синих силовых полей — не страшно. Но ты, как минимум, должен постоянно спрашивать себя о мотивах поведения людей. Почему начальник юр­отдела третирует своего ассистента? Может, он чувствует, что парень уже перерос свою должность, и унижает его, чтобы тот не ушел на повышение? За любой репликой, особенно злой или насмешливой, всегда стоит чей-то внутренний конфликт или желание добиться заданной реакции. В этом ключе нужно рассматривать даже вышестоящих лиц. Они тоже играют, и видеть их партии — первый шаг к тому, чтобы навязать им свою.

Параграф 4. Доверие не бывает бессрочным и безоговорочным. Прими это как аксиому. «Этого часто не могут понять женщины. Они все время ждут какой-то стабильности. Типа: так всегда было, мы с тобой так договорились, значит, так должно и дальше быть. Это доверие в какой-то момент превращается в отсутствие гибкости», – вздыхает Игорь. Хороший игрок постоянно ставит под сомнение компетентность других людей, даже тех, что вроде бы давно зарекомендовали себя. Старейшие сотрудники и обладатели лежалых дипломов «лучший работник» часто оказываются на поверку самыми большими лентяями.

Параграф 5. Иногда принять решение, взвесив все факты и собрав всю информацию, – значит принять его слишком поздно. «Я не могу сказать, что позиция минимизации риска ошибочна. Просто она часто приводит к посредственным результатам», — предостерегает наш эксперт. Учись принимать решения, не видя полной картины. Этот навык особенно полезен при приеме на работу новых сотрудников, когда тебе надо оценить человека по двум-трем репликам.

Параграф 6. Очень важно совершать недетерминированные поступки. Не думай, что твои коллеги не обладают интуитивным умением играть против тебя. Люди все время будут пытаться вызвать у тебя заданную реакцию — вывести тебя из равновесия, сыграть на твоей лени или отвлечь от работы лопнувшим на попе платьем. Пересиливай себя и делай то, чего от тебя не ждут, – это демонст­рация силы. Например, не смейся через силу, когда начальник рассказывает несмешной анекдот. Или, как минимум, начни работать.

Параграф 7. «Важнейший навык — умение вести переговоры», — утверждает Игорь. Будущий босс отличается от исполнителей тем, что он любой предстоящий диалог воспринимает как переговоры, в которых есть: а) соперник; б) достаточный результат; в) хороший результат. Купить булку в буфете — тоже переговоры. Достаточным результатом будет просто уйти с добычей. Хорошим – недодать буфетчице рубль, но так, чтобы она простила. Или разменять пятитысячную купюру, не вызвав ворчания пергидрольной валькирии. «Все эти цели и условия игрок вводит сам, постоянно. Но даже не это отличает его от неудачников. Главное, он всегда воспринимает отказ как вызов. Чем несговорчивее соперник, тем лучше». И здесь опять же нет никакой тайной сверхспособности. Чтобы не пасовать перед ответом «нет», нужно всего лишь готовиться к нему заранее. «Хороший переговорщик, может, и не проигрывает беседу в голове заранее, но он и не импровизирует. Прийти на переговоры лишь с одной целью — добиться ответа „да“ — проигрышная стратегия. Нужно понимать, что вам могут ответить „нет“, и иметь на этот счет запасной сценарий. Отрицательный ответ – не окончание беседы и уж тем более не конец игры», – продолжает делиться мудростью Игорь.

Параграф 8. Ты никогда не задумывался, почему заводы после вечернего гудка вымирают, а в редакции самого читаемого мужского журнала в России даже ночью можно встретить человека, пишущего статью про карьеру? Правильно: ключ к успеху лежит еще и в умении презреть внешние ограничители. Неудачники относятся к себе очень бережно. График они чтят как конституцию в иных странах. Работа в выходные – почти религиозное табу. В компаниях, управляемых «игроками», такие люди, увы, быстро вытесняются на позиции курьеров, ассистентов и охранников.

Параграф 9. На тренингах по развитию харизмы часто говорится о том, что успешному человеку нужно создавать свой миф (по сути, распускать слухи о себе). Но, пожалуй, наш эксперт Игорь стал первым человеком, который объяснил наконец, зачем это нужно делать. «Мифом может быть не всякая байка. Рассказы о том, что ты в пятнадцать лет нанялся на первую работу, что был чемпионом по самбо, что в детстве жил в США, – все это подходит. Миф – эта такая штука, которая позволяет людям списывать ваши успехи на какую-то разницу в опыте». Представляешь, как просто: людям (читай: неудачникам) нужно просто дать шанс не быть лучше по сравнению с тобой. Большинство людей только того и ждут, чтобы махнуть рукой и сказать: ну ясно, у него же папа на урановой шахте работает, еще бы он не был таким умным! Если в твоем прошлом будет этакая черточка, то пусть и слегка преувеличенный твой тройной оклад (добытый непосильным трудом) перестанет быть предметом зависти. В этом смысле хорошо работает возраст. Быть старше коллег – тоже разновидность мифа.

Параграф 10. И последнее. «Ни один даже самый одаренный человек не сможет выиграть, да и просто играть, пока не отлепит голову от своего монитора, а зад — от стула». Кругозор будущего босса не должен ограничиваться отделом, в котором он начинает в должности дегустатора скрепок. Кем бы ты ни работал, постарайся составить представление о всей компании, как если бы она была живым организмом, а ты изучал анатомию. «Конечно, в этом деле тоже важно не переусердствовать, — предостерегает Игорь. – Прочесть тысячестраничный том по бух­учету или продуктам 1С – не значит понять, как работает бухгалтерия. Гораздо важнее найти человеческие контакты, на которые замыкается вся система». Суй свой нос во все. Интересуйся назначениями в компании и стратегиями развития на пять лет вперед. Строй свою карьеру как шахматную партию с элементами драки веслом. Если после всего этого у тебя еще будет оставаться время на то, чтобы работать, – тебя ждет прекрасное будущее!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения