Вопрос «Расскажите о себе» хоть и кажется простым, на самом деле с подвохом. Потому что многие кандидаты ждут четко поставленных и конкретных вопросов, а вот просьба рассказать о себе ставит их в тупик. В ответ они обычно мямлят и теряются. В итоге работодатель видит, как напыщенный профессионал в один момент превращается в затюканного хлюпика.
Но не бойся, MAXIM с тобой! В этой статье мы раскроем секрет, что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу и оставить хорошее впечатление.
Зачем нужен этот вопрос?
Основная цель вопроса — посмотреть, как кандидат поведет себя в стрессовой ситуации, сможет ли дать структурированный ответ и емко презентовать себя и свой опыт.
Что должно быть в ответе?
Ответ на этот вопрос не должен выходить за рамки 2-3 минут. А еще в нем должна быть только самая полезная и выгодная информация о тебе. В идеале он должен состоять из 5 основных пунктов.
1. Образование
Коротко расскажи, в каком заведении ты учился и какие дополнительные курсы прошел. Но самое важное, сообщи, какие сокровенные знания ты приобрел в ходе своей карьеры. Потому что практические знания гораздо важнее академических.
Правильно. Я учился в столярном техникуме Нижнекамска, а также закончил курсы повышения квалификации в Оксфорде. Заочно.
Неправильно. Я очень люблю макароны с сосисками. А вот жареную картошку не очень.
2. Навыки и умения
Расскажи, что ты умеешь и как эти навыки пригодятся на новом месте работы. А еще как ты их получил и как они уже помогали тебе в прошлом.
Правильно. Я умею находить общий язык с людьми и однажды продал антивирус Касперскому!
Неправильно. Я божественно играю на губной гармошке. Кстати, она у меня с собой!
Борзов Р. Батл с кадровиком. Как пройти собеседование и выполнить все тесты
Автор книги Ричард Борзов, карьерный консультант с многолетним опытом, рассказывает о том, как успешно пройти собеседование и выполнить тесты. В книге описывается, как HR-менеджеры оценивают и отбирают резюме; приводятся примеры удачных ответов на собеседованиях и решения числовых и вербальных тестов; дается описание компетенций, которые следует проявить кандидату в упражнениях на ассессмент-центрах.
3. Успехи и достижения
Перечисли 3-5 профессиональных достижений, которыми ты гордишься. Приводи конкретные примеры, благодаря им станет ясно, что ты профессионал.
Кстати, можно еще рассказать об общих успехах. Например, что ты покорил все самые высокие горы на всех континентах. Благодаря этому работодатель тебя точно запомнит.
Правильно. На прошлом месте работы я увеличил показатели продаж втрое!
Неправильно. У меня был план, и я его придерживался.
4. Карьерные цели
Учти, что цели должны быть в одном русле с целями компании. А еще раскрой, как ты намерен их добиваться.
Правильно. Хочу заключить договор о поставке наших шарикоподшипников на заводы «Тесла», и, кстати, уже подписался на Илона Маска в «Твиттере», так что контракт, считай, у меня в кармане!
Неправильно. Хочу купить собаку и набить татуировку на крестце.
5. Увлечения
Буквально одно предложение о своем хобби, чтобы показать, что у тебя есть и другая жизнь, кроме работы, что ты — всесторонне развитая личность и бог вышивания.
Правильно. Люблю читать, по субботам играю в футбол.
Неправильно. Обожаю свой мотоцикл! Вот, посмотрите фотки в телефоне… И, кстати, мы с корешами через три месяца собираемся рвануть по всей России на наших железных конях…
Ответ на извечный вопрос: что говорить на собеседовании — правду или то, что от тебя хотят услышать?
Типичные ошибки
Отвечать вопросом на вопрос: «Что конкретно вас интересует?»
Никогда не отвечай таким образом, потому что это эквивалент «Я не знаю, отстань!»
Пересказывать все резюме
Не надо также затягивать долгую историю своей непростой жизни с момента рождения. Лучше всего уложиться в короткий рассказ, концентрируясь на самых важных фактах и достижениях.
Отвечать одним предложением
В данном случае краткость — не сестра таланта, а твой худший враг. Работодатель меньше всего хочет услышать что-то вроде: «Я только что окончил университет, мне больше нечего сказать!» Даже если и так, то всегда можно вспомнить историю, которая выставляет тебя в выгодном свете. Или, на крайний случай, выдумать ее.
Сорокина Р. Н. Я боюсь собеседований. Советы от коуча №1 в России
Хотите чувствовать себя уверенно и непринужденно во время собеседования? В этой книге вы найдете ответы на самые острые вопросы, беспокоящие вас перед интервью, и научитесь держать весь процесс под контролем — от первого звонка менеджера по персоналу до ведения переговоров по условиям контракта. Раиса Сорокина, коуч с 20-летним опытом работы с крупнейшими мировыми компаниями, входящими в список Fortune 500, в своей книге рассказывает, как пройти собеседование в компанию мечты.
Напоследок: не делай упор на юмор
Шутки на собеседовании — это хорошо. Но только когда их мало и когда они к месту. Не стоит с первых шагов строить из себя комика, потому что так ты оставишь только негативное впечатление.
Так что не повторяй ошибок Ивана Мирошникова из фильма «Курьер» и не шути на собеседовании прямо сразу. Кстати, вот какой рассказ о себе был у него:
Да что мы тебе рассказываем, смотри сам!