Советский Т-34, лучший, по всеобщему признанию, танк Второй мировой, добрался до Берлина только в 1945-м, а бомбардировщики Ил-4 передавали пламенный привет Рейхстагу и окрестностям еще летом 1941-го.
Это было сильно. В то время как немецкие армии групп «Центр», «Юг» и «Север» наносили сокрушительные удары по Красной армии буквально на всех фронтах, а пилоты люфтваффе безраздельно властвовали в воздухе, советская бомбардировочная авиация совершенно неожиданно нанесла удары по самому сердцу Германии.
Первый из советских авианалетов на Берлин состоялся всего через полтора месяца после начала войны. В ночь с 7 на 8 августа 1941-го группа из 15 бомбардировщиков при полном попустительстве немецких ПВО отбомбились по Берлину и окрестностям и спокойно вернулась на базу.
Немцев можно понять. Никто в Берлине не ожидал такой наглости от СССР. Официальная немецкая пропаганда на следующий день после налета сообщила об удачно отбитой воздушной атаке на столицу со стороны… британских ВВС. И только когда разведка доложила, что англичане в тот день бомбардировочных рейдов не совершали, в Берлине поняли причину засора.
Удачный рейд на Берлин в августе 1941-го — не только результат кропотливого планирования, но и заслуга дальней бомбардировочной авиации СССР, в частности дальнего бомбардировщика Ил-4. Несмотря на легендарный статус, эта боевая машина не столь известна, как тот же Т-34, «Катюша» или пистолет-пулемет Шпагина. Возможно, потому, что долгое время у этого самолета было другое имя.
Еще в середине 30-х годов конструкторское бюро Ильюшина представило свою новую разработку — дальний бомбардировщик ДБ-3. 14-метровый двухмоторный моноплан с размахом крыльев свыше 20 метров демонстрировал отличные для своего времени характеристики по скорости (около 400 км/ч), а главное, дальности полета.
Именно на ДБ-3 было совершено сразу несколько рекордных полетов. Например, в июне 1938-го известный летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил на ДБ-3 беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Общая протяженность маршрута составила 7500 км.
К тому времени массовый выпуск ДБ-3 уже был налажен сразу на нескольких военных заводах СССР. Что, к слову, само по себе наводит на закономерный вопрос. Если Сталин думал только об оборонительной войне, то зачем распорядился начать массовый выпуск дальних бомбардировщиков — по определению оружия агрессора?
При всех плюсах у ДБ-3 имелись и недостатки. Сложность в управлении, особенно при взлете, но и в горизонтальном полете тоже, недостаточное оборонительное вооружение. Результатом модернизации стал бомбардировщик ДБ-3Ф, который более известен уже как ИЛ-4. Именно эти самолеты бомбили Берлин в августе-сентябре 1941-го. Хотя справедливости ради надо вспомнить, что в налетах принимали участие и другие бомбардировщики — тяжелые четырехмоторные ТБ-7 и двухмоторные Ер-2.
Кстати, Ил-4 далеко не единственный вклад конструкторского бюро Ильюшина в победу. Как забыть про легендарный штурмовик Ил-2? У нас был про него материал.
После первого неожиданного для немцев налета до столицы Германии и обратно нашим удалось сгонять туда еще восемь раз. Уже менее успешно. Без фактора внезапности, малом количестве самолетов и, разумеется, полном отсутствии эскорта истребителей морально-духоподъемный эффект от этих рейдов был куда больше, чем реальный ущерб.
Ну а после того как в сентябре 1941-го немцы захватили Таллин, бомбардировки Берлина пришлось свернуть совсем. Без доступа к аэродромам в Эстонии советские дальние бомбардировщики лишились последней базы, с которой можно было долететь до цели и вернуться обратно. Дальность полета Ил-4 с бомбовой нагрузкой составляла около 3800 км.
В любом случае именно бомбардировщик КБ Ильюшина стал первым образцом советской военной техники, успешно атаковавшим Берлин, а значит, и символом самой возможности будущей победы в тяжелейшие месяцы 1941 года.
Фото: Getty Images и Creative Commons