Ароматы — это важный источник информации, которую наш мозг мгновенно анализирует. Запахи способны изменить наше настроение, активировать давно забытые воспоминания, расположить к собеседнику или наоборот. Нейропсихолог и гипнолог Кира Феклисова отмечает, что с ароматом мы можем связать даже социальный статус человека, настолько стойкими бывают ассоциации.
Как связаны запахи и благосостояние
Эксперт отмечает, что для формирования связи между запахом и социальным статусом важны четыре фактора.
Эмоции. Если запах нам приятен, мы чувствуем приятное волнение, расслабляемся, улыбаемся. Если нет — боремся с отвращением, становимся тревожными. Эмоции, которые у нас возникают, мы тут же проецируем на того, кто источает тот или иной запах.
Память. Воспринимая запах, наш мозг тут же старается распознать его и классифицировать. Эти процессы происходят в миндалине и гиппокампе, которые связаны с воспоминаниями. Так что ассоциации, иногда самые неожиданные, рождаются именно здесь.
Условный рефлекс. Чем чаще мы чувствуем тот или иной запах в определенном контексте, тем больше приучаемся, что они идут в тандеме. И реагировать начинаем стереотипно (отшатываемся от человека неприглядного вида на улице и т.д.).
Культурный и социальный код. Определенные ароматы в разных культурах могут ассоциироваться с высоким социальным статусом. Иногда ассоциации усиливаются благодаря рекламе (например, дорогих духов).
Запах бедности
Газ или керосин. Эти запахи очень часто ассоциируются с низким уровнем жизни (тесная коммуналка, переполненная кухня, горящие синим конфорки).
Пот. Неудивительно, что все так пытаются от этого запаха избавиться. Многим он напоминает о тяжелом физическом труде, а значит, о низкооплачиваемой работе. Воспринимается этот аромат и как признак неухоженности, неряшливости.
Сигаретный дым. Считается, что курящих людей больше среди тех, кто не может похвастаться хорошими доходами, страдает от вредных привычек и зависимости.
Дешевый алкоголь или похмельный перегар. То же самое: у нас мгновенно возникает ощущение, что человек не может позволить себе спиртное подороже, ведет беспорядочный образ жизни, не контролирует себя.
Сырость и затхлость. Еще одна стойкая ассоциация с жилищными проблемами.
Резкий запах средств для уборки. Запах хлорки и других жидкостей для дезинфекции связаны у нас с государственными больницами, диспансерами и другими учреждениями советского типа.
Запах богатства
Чистота и свежесть. Ненавязчивые ароматы в дорогих ресторанах, магазинах, отелях и спа создаются благодаря лаванде, мяте, флердоранжу, бергамоту, зеленому инжиру.
Дерево. Часто «комфортные» и успокаивающие запахи раскладываются на такие ноты, как амбра, кедр, сосна, сандал, пачули. Такие диффузоры вешают в салоне фешенебельных автомобилей.
Дорогой продукт или алкоголь. Некоторые ароматы тут же ассоциируются у нас с высоким социальным статусом. Это может быть терпкий и резкий запах выдержанного сыра, качественного виски или коньяка, хамона, устриц и т.д.
Запах определенного места. Часто у нас возникают индивидуальные ассоциации. Например, побывав в салоне красоты премиального уровня, где приятно пахло (и мы даже не понимаем чем), мы навсегда запомним, что этот запах ассоциируется с большими деньгами и благополучием.