Перепутать этого пухляша с любым другим самолетом Второй мировой решительно невозможно. Кургузый фюзеляж, непропорционально большие крылья, отсутствие пропеллера сразу выделяли «Мессершмитт-163», или просто «Комету», среди всех самолетов люфтваффе. А характеристики делали машину непобедимой. Правда, как оказалось, исключительно на бумаге.
Это не самолет, это ракета
Правильнее, наверное, назвать «Комету» многоразовой управляемой ракетой, чем самолетом в привычном понимании. Все потому, что на Me-163 использовался ракетный двигатель, работающий на совершенно адской смеси перекиси водорода, метанола, гидразина и воды.
Вот откуда уникальные характеристики «Кометы» — 17 килоньютонов силы и тяговооруженность 0,42, то есть больше, чем, например, у сверхзвукового «Конкорда». Если же оперировать более привычными единицами измерения, то у земли Ме-163 развивал около 4500 л.с., а на высоте — до 9000 л.с.
Его скорость была чудовищной
Понятно, что при таких бомбических показателях Me-163 летал очень быстро. Пилотам рекомендовалось никогда не превышать порог в 900 км/ч, хотя на тестовых полетах в октябре 1941-го «Комета» установила мировой рекорд — 1004 км/ч.
Не менее впечатляли и другие важные для истребителя характеристики, в особенности скорость набора высоты. Она составляла почти 5 км в минуту! Теоретически с момента взлета до своего практического потолка в 12 км «Комета» добиралась за 3 минуты 45 секунд. Надо ли говорить, что ничего подобного даже не снилось ни одному самолету с поршневым двигателем тех лет?
Запаса топлива хватало на один заход
Но чудес не бывает, и за все приходится платить. Невероятные летные характеристики давались «Комете» дорогой ценой. Скажем, продолжительность полета составляла всего порядка 8 минут. Лишь настолько хватало адской смеси в баках.
Подразумевалось, что этого времени перехватчику хватит, чтобы взлететь, набрать высоту, атаковать вражеские бомбардировщики (один заход, в крайнем случае — два), а затем уже спланировать обратно на свой аэродром. План использования Ме-163 выглядел именно так.
По той же причине, кстати, боезапас двух 30-миллиметровых пушек составлял всего 60 выстрелов. Больше «Комета» настрелять не успела бы.
У него не было шасси
Для облегчения и удешевления конструкции «Комету» решили не снабжать даже убирающимся шасси. Мол, слишком хлопотно и дорого. Вместо этого разбег по ВПП перехватчик совершал с помощью временной шасси-тележки, которая сбрасывалась на землю после взлета. Для посадки же была предусмотрена выдвижная лыжа. Потом приземлившейся, но абсолютно беспомощной «Комете» требовалась помощь тягача-эвакуатора.
Технологии потребовали жертв
Что эти сложности по сравнению с ценой, которую многие немецкие летчики заплатили за технический прогресс. Возгорания, поломки и сбои преследовали разработку «Кометы» всю дорогу. Самый ужасный случай произошел с летчиком Йозефом Песом.
При взлете сброшенная с Ме-163 шасси-тележка ударилась о ВПП и отскочила обратно в самолет, повредив топливный бак. Опытный пилот прервал набор высоты и попытался спланировать обратно на аэродром. Но, когда к месту аварийной посадки подоспела помощь, собравшимся предстала чудовищная картина: адская смесь топлива и окислителя в буквальном смысле растворила тело пилота. Такие дела…
«Комета» провалила свою главную миссию
Жертва Йозефа, как и других пилотов, погибших при испытаниях и доводке «Кометы», в любом случае была напрасной. Ведь свою миссию самый быстрый перехватчик так и не выполнил.
Причин тому множество, но главное — ограниченное время полета и малое количество самих Ме-163. Всего было выпущено около пятисот истребителей, но многие из них подолгу стояли на приколе из-за дефицита адского топлива.
Единичные же боевые вылеты не могли внести перелом в воздушное превосходство союзников. При всем великолепии летных характеристик ратные подвиги «Кометы» очень скромны. По разным данным, на счету Ме-163 от 9 до 18 уничтоженных самолетов союзников при собственных боевых потерях в 10 единиц.
«Комета» была непобедима хотя бы в теории, а вот британский «Блэкберн-Рух» оказался беспомощен с любой точки зрения. Держи занятную историю истребителя, которого никто не боялся.
Он стал примером для подражания
В любом случае «Комета», несмотря на все неудачи, задала вектор развития авиации на годы вперед. Пусть конструкторская мысль авиаинженеров от ракетных двигателей быстро переметнулась к турбореактивным, но, главное, всем стало ясно: век поршневых самолетов заканчивается.
Конечно, «Комета» успела побывать и объектом копирования. Как легального, если речь идет, например, о Mitsubishi J8M, японской версии ракетного «Мессершмитта», так и не совсем. Просто взгляни на послевоенный опытный И-270, разработанный в бюро Микояна, и сразу поймешь, откуда у него ноги, то есть сопла, растут.
Фото Getty Images