Стремление казаться умнее и духовнее, чем ты есть на самом деле, — совершенно нормально. Можешь быть уверен: 99% людей, которые уверяют тебя, будто слушают только оперу, а смотрят Бергмана, в реальной жизни тайком напиваются и врубают Сердючку под фильм «Форсаж».
Мы попробуем прокачать твои навыки очковтирательства при помощи нескольких песен и инструментальных композиций. К каждой из них прилагается пара слов, которые обязательно следует произнести. Без пояснений магия не работает!
Большинство граждан современного мира уверены, будто любой джаз или классика — уже признак образованности слушателя. Это совсем не так. И классика бывает ширпотребной, и уж тем более — джаз. Так что Вивальди и оркестр Гленна Миллера тебя не выставят в нужном свете. Надо копать глубже.
Готовый плейлист прилагается!
Классика и авангард
Проще всего щеголять знанием современной классической музыки. Тут присутствует один смешной нюанс: современной принято считать любую классику, которая появилась после Стравинского и Шёнберга. То есть современность тянется уже более ста лет.
Игорь Стравинский. Великая священная пляска (Избранница)» — Danse sacrale (l'Élue). Финальная тема революционного балета «Весна священная». Обязательно говори, что на премьере в Париже в 1913 году разразился невероятный скандал, публика буйно плевалась и негодовала. Да, это было неприятно, но, как и любой скандал, в итоге история помогла балету прославиться.
Arnold Schoenberg. Pierrot lunaire» (Mondestrunken). Австриец Арнольд Шёнберг прошел долгий путь от колоритных и приятных на слух сочинений до неприятных для уха атональных экспериментов. Вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» 1912 года ближе ко второму. Классика музыкального экспрессионизма. Рассказывай всем, что Шёнберг смертельно боялся числа 13 и не называл произведения тринадцатибуквенными названиями. В итоге он умер 13-го числа, как и родился.
Karlheinz Stockhausen. Model 1 (Stimmung). Stimmung, то есть «Строй», 1968 года — одно из наиболее приемлемых для слуха произведений германского авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. Обычно он писал столь странные вещи, что словами не описать. В том числе первобытную электронику. «Строй» выстроен из 51 короткой вокальной композиции, порядок исполнения которых композитор сделал вольным, на усмотрение музыкантов.
Джаз
John Coltrane. Acknowledgement (A Love Supreme). В 1965 году саксофонист Джон Колтрейн записал альбом, который является для джаза примерно тем же, что «Обратная сторона Луны» Pink Floyd для рока. Это сложная новаторская музыка, которая при этом остается одним из самых продаваемых альбомов в истории джаза.
Ornette Coleman. Eventually (The Shape of Jazz to Come). 1959 год. Орнетт Коулман — основатель жанра, который наиболее часто ассоциируется с современным джазом, — так называемого фри-джаза. Обычно это музыка атонального и авангардного покроя, хотя это вовсе не обязательно. Можешь говорить, что Орнетт Коулман — единственный из древних богов джаза, который успел выступить в России.
Miles Davis. John McLaughlin (Bitches Brew). В 1969 году трубач Майлз Дэвис, авторитет и патриарх джаза, выкатил альбом, где перемешал джаз с электроинструментами и почти всеми стилями, до которых можно было дотянуться. Так появился джаз-фьюжн. Альбом звучал предельно провокационно, да и название тоже. Однако мир пришел в восторг.
Древний рок
The Velvet Underground. Venus in Furs (The Velvet Underground and Nico). В 1967 году The Velvet Underground совместно с актрисой и моделью Нико записали то, что принято считать первым альтернативным рок-альбомом. Конверт им рисовал их патрон — Энди Уорхол. Кожура банана снималась с обложки, и под ней возникал банан очищенный. Легенда гласит, что альбом купили всего 30 тысяч человек, зато каждый из них основал потом свою группу.
Syd Barrett. Octopus (The Madcap Laughs). К 1968 году основатель группы Pink Floyd Сид Барретт настолько пропитался вредоносными веществами, что был уже не в состоянии совершать какие-то осмысленные действия на сцене. Пришлось ему покинуть группу, и все же Сид успел записать два почти гениальных сольника. На записи Барретт присутствовал в овощном состоянии и не мог объяснять музыкантам, как именно они должны подыгрывать.
The Shaggs. It's Halloween (Philosophy of the World). В 1969 году никому не ведомые три маленькие сестренки Уиггин записали то, что и по сей день считается самой отвратительной и раздражающей пластинкой в истории. Многие критики на полном серьезе считали, что это розыгрыш какого-то таинственного авангардного артиста. Однако по сей день никто так и не смог искусственно сымитировать столь космическую бездарность.
Умный поп
Serge Gainsbourg. Je t’aime… moi non plus (Jane Birkin/Serge Gainsbourg). Серж Генсбур — француз с российскими корнями, который был таким страшненьким, что изо всех сил старался понравиться женщинам. И всего добился! На эстраде не было троллей равных ему, да и не будет точно. «Je t’aime… moi non plus» записана в дуэте с Джейн Биркин в 1969 году. С той самой Биркин, в честь которой потом назвали самые модные сумочки.
Kate Bush. Wuthering Heights (The Kick Inside). В 1977 году 19-летняя англичанка Кэйт Буш под присмотром Дэвида Гилмора из Pink Floyd накатала первую пластинку, которая стала образцом для тысяч и тысяч девушек по всему миру, жаждущих интеллектуального самовыражения через поп. Кстати, «Wuthering Heights» («Грозовой перевал») — название фундаментального готического романа для девушек писательницы Эмили Бронте.
Bjork. Army of Me (Post). 1995 год. Еще один краеугольный камень мозговитого попа от девочек. Кстати, все детство Бьорк провела в коммуне хиппи, а первую пластинку записала в 11 лет. В 1989 году заскочила в СССР в составе исландской группы Sugarcubes.
Авангардный рок
Frank Zappa. Peaches En Regalia (Hot Rats). Отец рок-н-ролльного авангарда. Хотя у Заппы среди миллиона пластинок попадаются и вполне легкие, душевные. Инструментальная Hot Rats 1969 года — золотая середина. В 80-е годы Заппа возглавил борьбу музыкантов против цензуры, чем сильно бесил американскую власть и пуритан.
Faust. It's a Rainy Day, Sunshine Girl (So Far). 1972 год. Faust — самые махровые представители германского рок-авангарда начала 70-х, который принято называть «краутрок». В отличие от смертельно серьезных краутрокеров, Faust ироничны, что не помешало стать им дедушками индастриала, эмбиента и даже слегка нойз-рока.
Mr. Bungle. Carousel (Mr. Bungle). 1991 год. Любителям древнего MTV Майк Паттон известен как вокалист группы Faith No More, однако его крупнейший вклад в музыку — бесчисленные экспериментальные проекты. Mr. Bungle — это заумно, страшно и весело одновременно.
Рок 80-х
The Smiths. There is a Light That Never Goes Out (The Queen is Dead). 1986 год. The Smiths — идеальная группа, чтобы казаться умным, ни капли не напрягаясь, потому что играла приятную, манерную и радиоформатную музыку. Но многие умные мальчики и девочки по ряду причин решили, что это будет их главная группа. Там тексты солидные — можешь научиться их цитировать.
Pixies. Where is My Mind? (Surfer Rosa). Как любят повторять критики, до Pixies в мире не было групп, звучащих как они. А когда вышел их дебютник в 1988 году, каждая вторая группа стала звучать как Pixies. Скажем так, наряду с R.E.M. и Sonic Youth это главные основоположники современного инди-рока. Правда, до фильма «Бойцовский клуб» они все никак не могли по-настоящему прославиться.
Laibach. Opus Dei (Opus Dei). Индустриальные братья из Югославии (!) которых давным-давно ошибочно принимали за нацистов. А сейчас часто путают с Rammstein. Хотя это именно Rammstein похожи на Laibach, а не наоборот! Laibach создали гигантскую субкультуру и даже раздают паспорта своего вымышленного государства.
Электроника для умных
Silver Apples. Program (Silver Apples). В 1968 году нью-йоркский дуэт выпустил альбом музыки, записанный на самодельном электронном инструменте. Симеон Тэйлор собрал его из многочисленных электрических генераторов звуковых колебаний. Технически это была адски сложная и капризная аппаратура. И все-таки парни смогли записать два дико современно звучащих электронных альбома.
Kraftwerk. Spiegelsaal (Trans-Europa Express). У многих Kraftwerk ассоциируется с нежным, ритмичным синти-попом. Только следует знать, что начинали они как одна из самых новаторских и бескомпромиссных экспериментальных групп Германии. В 1977-м они достигли своей золотой эпохи, когда в их песнях уже присутствовали неотразимые мелодии, и при этом они не скатывались в плясовой радиоформат.
Autechre. Clipper (Tri Repetae). 1995 год. Девяностые были, наверное, самым мощным периодом в «серьезной электронике». С одной стороны, еще не угас дух революции и поиска новых решений. С другой — уже не осталось никаких технических ограничений. Манчестерский дуэт Autechre — один из пионеров жанра IDM, то есть intelligent dance music. Название говорит само за себя!
Чтобы продолжить свое просвещение, изучи нашу удивительную подборку фактов: «Откуда взялись знаменитые короткие мелодии и звуки из заставок Netflix, HBO, Windows, Apple и фильмов».