Дилберт — герой одноименного комикса, посвященного абсурду офисной жизни. Просмотрев сотни выпусков «Дилберта», мы выбрали 13 полезных советов, которые помогут даже тебе.
ВОТ В ЧЕМ ОТВЕТ
Готовясь к собеседованию, запасись несколькими вопросами к потенциальному нанимателю, на которые тому будет легко и приятно отвечать («Скажите, а правда, что в вашей компании разрешено работать сверхурочно даже по выходным и в праздники?»).
Перемежая подобные вопросы с действительно нужными тебе, ты произведешь выгодное впечатление на работодателя, который в кои-то веки получит возможность похвастаться успехами своей конторы.
МЕСТО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Вопреки естественному инстинкту, оставшемуся в тебе еще от австралопитека, зайдя в кабинет, где намечено собрание, не забивайся в самый дальний угол комнаты. На митингах выгоднее и удобнее садиться как можно ближе к начальству. Во-первых, тогда оно не будет на тебя смотреть: ему просто неудобно постоянно поворачивать голову и косить на тебя лиловым глазом.
Во-вторых, сидеть рядом с боссом престижно. И наконец, оставшиеся с прошлого собрания минеральная вода и печенье обычно ставятся рядом с важными персонами, а потому, оказавшись в зоне твоей прямой досягаемости, скрасят томительные часы.
Если собрание происходит не за круглым столом, а в зале, то лучше садиться в первый ряд, чтобы начальство тебя заметило, когда споткнется о твои вытянутые ноги. А выспаться ты сможешь позже на диване, купленном на выписанную тебе за рвение премию.
Кроме нужного места подбери и нужное время. Приходить на собрание благоразумнее с небольшим опозданием, а уходить (обязательно извинившись!) — до его завершения. Так ты покажешь всем свою занятость.
Да и вообще, в начале собрания ничего интересного не происходит, а в конце могут еще и раздать поручения участникам. Кроме того, обычно после начала собрания свободные места остаются как раз там, где тебе надо: на стратегических позициях, описанных выше.
СЛУЖЕБНЫЙ РАССКАЗ
Интрижки с коллегами противоположного тебе пола желательно, конечно, скрывать. И не только от всех своих «вторых половинок», но и от коллег по работе, чтобы лишний раз не завидовали. Поэтому никогда не обсуждай девушек со своими коллегами, а особенно с другими девушками. Причем опасны не только комплименты, но и осуждение («Зачем они взяли эту мымру?»). Это выглядит подозрительно.
Самая распространенная ошибка офисных любовников — именно конспирация. Если ты вдруг перестал ежечасно заглядывать в кабинет к новой симпатичной ассистентке и отводишь взгляд, случайно встретив ее в столовой, по офису пойдут разговоры о твоей тайной страсти.
Действовать лучше в открытую. Если ты со своей с некоторых пор самой ценной сотрудницей будешь проводить почти весь рабочий день в обнимку, а перед уходом кричать на весь офис: «Встретимся сегодня в семь! У меня есть ключ от квартиры друга!» — то никто не заподозрит ничего предосудительного. Все решат, что вы просто вместе собираетесь дописывать годовой отчет.
БУДЬ ГОТОВ
Чтобы спровоцировать продвижение по службе, обратись к древнему магическому приему — «подобное привлекает подобное». То есть начни изображать из себя начальника. Если спать с его секретаршей у тебя не получается, хотя бы начни одеваться изысканнее и богаче затрапезных коллег, а также возьми на себя функцию урегулирования внутриофисных конфликтов.
Для мышления человека характерно стремление к систематизации окружающего мира. Поэтому, если ты закрепишь за собой в коллективе амплуа «будущий начальник», тебя только так все и будут воспринимать.
ПРИЕМЛЕМЫЕ ПРИЕМЫ
Обрати внимание, как ловко оппонентка Дилберта использует сразу три приема словесного манипулирования. Во-первых, она пытается завалить собеседника чрезмерным объемом ненужной информации, чтобы тот, боясь показать свою некомпетентность, стал сговорчивее (прием «Информационная атака»).
Во-вторых, она непрерывно повторяет одно и то же, каждый раз лишь немного варьируя подачу информации, но не меняя ее сути (прием «Таран»).
В-третьих, даже будучи припертой к стенке, переговорщица вместо прямого ответа на четко сформулированный вопрос просто переводит разговор на другую тему (прием «Навязанная альтернатива»). Учись!
СЕМЬ БЕД — ОДИН ОБЕД
О человеке судят по его окружению. Поэтому старайся реже обедать с людьми, чья должность ниже твоей, предпочитая им более высокоранговую компанию. Заманить начальника на обед, ясное дело, непросто, поскольку ему тоже не хочется преломлять хлеб с тем, кто ниже его по должности (к тому же он боится, что ты его отравишь).
Пойди на хитрость: если у тебя есть какая-нибудь ценная информация или плодотворная идея, заинтересуй ею шефа, а подробностями предложи поделиться за обедом.
Кстати, секретарша начальника — тоже неплохая кандидатура для совместных обедов, во время которых можно узнать много полезных сведений. А очаровав ее, получишь надежного союзника в стане босса.
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ
Если же на первом месте у тебя стоит не карьерный рост, а душевное спокойствие, которого ты достигаешь лишь тогда, когда твои начальник не стоит у тебя над душой, прибегни к следующему приему.
Старайся загрузить своего шефа кучей неприятных и скучных проблем всякий раз, когда он материализуется поблизости от твоего стола или кабинета с намерением поинтересоваться, как продвигается твой очередной проект.
Завидя начальника, кидайся к нему с радостным возгласом: «А я как раз вас искал!» — и начинай рассказывать о всех бедах и несправедливостях этого мира, случившихся в его отсутствие. «Меня сегодня ночью как осенило! Ведь если чуть прищурить глаз и наклонить голову, то издалека логотип нашего нового продукта похож на мертвого козла. С этим что-то надо немедленно делать!» Или: «Вы слышали, что случилось вчера с индексом Доу-Джонсона? А я не слышал! Расскажите!»
Такая стратегия приведет к тому, что босса перестанет интересовать то, чем ты занимаешься весь день.
ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ
Рутинную работу лучше перепоручить кому-то другому (»…другому. Моя записала». — «Молодец, Ли Фень! Диктую дальше. Проще всего…») Проще всего это сделать, если ты начальник. Но даже если нет, то и ты кое-что можешь. («И моя можешь?» — «Не отвлекайся, Ли Фень!»)
Например, заставь работать всю офисную технику по полной программе, то есть постарайся использовать ее возможности не на один процент, а на все четыре.
Не поленись и изучи возможности своего компьютера. Хотя бы особенности почтового клиента. Он способен на многое: сортировать почту, автоматически удалять письма, содержащие слово «enlarge» и даже самостоятельно отвечать на выбранные послания заданным тобой шаблоном: «Добрый день! Риды сообщить Вам, что мы получили Ваше письмо. Однако в данный момент наша компания ищет новые пути реализации возможностей, поэтому рассмотрение Вашего письма отложено на некоторое время». («Все, Ли Фень, теперь передай это помощнику корректора Гань Баню».)
НЕВИДИМОСТЬ РАБОТЫ
Как известно, документы длиннее двух страниц никто не читает, поэтому составляй именно такие. Важно хорошее форматирование и шрифты: они придают вес и значение даже самому глупому содержанию. Никогда не выходи в холл без документа в руках.
Постоянно носи бумаги домой, чтобы все видели, что ты работаешь даже дома. Только не забывай приносить их обратно с пометками маркером (сделанными случайным образом твоим годовалым сыном).
НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ
Чтобы коллеги не сваливали на тебя свои обязанности, постоянно жалуйся на завал в работе, вызывая сочувствие. Однако старшие по званию все же могут пытаться заставить тебя делать что-то за них. Сначала обязательно соглашайся, как будто и правда собираешься выполнить их просьбу, но потом попроси «заказчиков» сделать некоторую часть работы, так как у тебя не хватает информации, инструментов и прочего. Скорее всего, это остановит просящих: им будет проще сделать все самим.
Если ты все же решишь отказаться от работы, ссылайся на свою неэффективность («Я бы с удовольствием вычистил вам ботинки, Аркадий Аркадьевич, но боюсь поцарапать их своим языком»).
БОНУС ОДИНОКИЙ
Выбивая из начальства какие-нибудь льготы вроде медицинской страховки, дешевого абонемента в спортклуб или хотя бы бесплатных эспандеров, делай акцент не на том, что это нужно людям, а на том, какую выгоду из этого извлечет компания и сам босс («Как показывает западный опыт, производительность коллектива после просмотра сеанса стриптиза возрастает на 37 процентов. Я тут прикинул — взгляните на расчеты, — что даже если приглашать к нам в офис девушек пять раз в неделю, то полученная прибыль окупит даже возможную консультацию у венеролога»).
Заручись поддержкой коллектива и напоминай шефу о ваших потребностях при каждом удобном (в ответ на вопрос о пожеланиях) и неудобном (визит вышестоящего начальства) случае.
КОМПЕТЕНЦИЯ — СИЛА
Не бойся брать под свое начало людей, которые умнее и компетентнее тебя самого. Наоборот, ты должен стремиться комплектовать своих подчиненных из тех, кто, будь жизнь по-настоящему справедлива, никогда бы сам не взял тебя на работу ввиду твоей некомпетенции. Опытные начальники хорошо знают, что компетентность отдельных людей в организациях имеет свойство концентрироваться на их руководителях.
Став лидером талантливых сотрудников, ты будешь на законных основаниях присваивать себе их достижения, поскольку именно ты представляешь их успехи перед своим начальством и внешним миром (если ты держишь их в подвале).
На всяких случай запомни способ, который поможет держать твоих гениальных подчиненных под твоей ласковой железной пятой. Чтобы таланты знали свое место, время от времени давай им задачи, с которыми они заведомо не справятся. «Что ж, это отличный отчет, поздравляю' А теперь на всякий случай перепиши его еще раз, но так, чтобы все слова начинались на букву П».
ПОДРОБНОСТИ ПИСЬМОМ
Как известно, Александр Македонский знал поименно всех солдат своей многотысячной армии, за что и был весьма ими уважаем. В наше время, чтобы добиться любви коллектива, тебе придется вдобавок к именам разузнать еще какие-нибудь подробности из жизни их обладателей. Заведи файл или записную книжку, куда ты будешь записывать информацию такого плана: «Оля, бухгалтерия. Д. р. 23 мая. Сына зовут Димой, школьник». Или: «Катя, отдел кадров. Коллекционирует деревянных горностаев».
Как показывает опыт Александра Македонского, человек, который появляется в бухгалтерии раза три в год, но всегда интересуется у Ольги успехами ее дорогого Димочки, обычно получает нужную ему бумажку в несколько раз быстрее, чем тот, кто заходит туда каждый день и зачем-то дарит Ольге ненужного ей деревянного горностая…
Теперь, когда тебе показали на примерах, как извлекать мораль из комиксов про Дилберта, ты сможешь делать это сам, добывая пищу для размышлений на сайте