Бобинники были сложны в управлении и уходе. Зарядка пленки, чистка головок, настройка записи отнимали немало времени, а сами магнитофонные катушки занимали все свободное место в квартире, хуже книг!
И все же бобинник был идеальным выходом. Ибо физический закон качественного хранения звуковой информации требовал как можно большую площадь носителя сигнала и как можно большую скорость записи/воспроизведения. А тут все это было в наличии: широченная пленка, большой диапазон скоростей.
По этой причине бобинники использовались и в студиях, и в первобытных дата-центрах и, конечно, дома. Даже на советской магнитной ленте можно было добиться недурных результатов. По этой причине народ очень любил катушечные магнитофоны с ручками, и не для того, чтобы ездить с ними на природу (для этого были другие аппараты), а чтобы можно было схватить свою «Ноту» за ручку и пойти к соседу переписывать музыку. Так и ходила вся страна друг к другу в гости с магнитофонами.
Про пленки говорить пока не будем, это тема отдельного разговора. Поговорим о самой технике.
«Маяк-205»
Киевские «Маяки» были спасением для всего простого люда, у которого не было ни огромных бюджетов, ни наглости на покупку в кредит. В 1976 году в продажу поступил стереофонический «Маяк-203», а три года спустя — «Маяк-205», который выглядел практически так же.
Советские люди были замучены капризной техникой, которая ломалась при каждом удобном случае. «Маяки» в народе прославились именно живучестью. Единственной их проблемой считался быстрый износ шторки, которая прижимала пленку к магнитной головке. Это был сущий пустяк, который лечился дома скотчем и спичками (или, как бы сейчас сказали, дерьмом и палками).
Как и большинство катушечных аппаратов того времени, «Маяк-205» умел играть стерео, или записывать моно в четыре дорожки. Работал он в трех скоростных режимах — 4,76, 9,53 и 19,05 см/c. Это тоже типично для 70-х — 80-х годов.
Из плюсов — наличие встроенных динамиков, правда они работали лишь как моноколонка. Для стерео уже нужен был отдельный источник звука. Стоил он 320 рублей и звучал для советского уха прилично. Главный минус — совершенно не впечатляющий внешний вид.
«Нота-203 стерео»
Главный конкурент «Маяка» в бюджетной категории: он стоил и того меньше, 295 рублей, при этом обладал модным вертикальным экстерьером и даже сейчас смотрится недурно в любой квартире. Их разрабатывали и делали в Новосибирске.
«Нота-203 стерео» (1979 год) являлась приставкой, или, как тогда говорили, декой. То есть никаких встроенных динамиков. Для прослушивания требовались или наушники, или отдельный усилитель с колонками. Можно было подрубить к телевизору или радиоле. В остальном же по техническим характеристикам и функционалу была почти равна «Маякам» второго класса.
На фото по центру видны колесики с цифрами. У «Ноты», как почти у всех магнитофонов того времени, присутствовал трехзначный счетчик ленты, чтобы фиксировать местоположение песен. Напоминаем, что если писать музыку в режиме стерео на 19-й скорости, то на стандартную катушку 525 метров как раз влезало два альбома по 45 минут. Обычно все так и делали. На катушки писалось два альбома, а коробка разрисовывалась логотипами и надписями.
«Комета-212 стерео»
«Ростовы», «Орбиты», «Сатурны» и «Кометы» на руках у народа также водились в огромных количествах. «Кометы» выпускались в Новосибирске, как и «Нота». Аппараты второго класса типа «Комета-212 стерео» (1976 год) ничем выдающимся не славились, типичные рабочие лошадки. Куда интереснее были модели первого класса, такие как «Комета-120 стерео». В быту они, правда, встречались нечасто.
«Астра-209 стерео»
Ленинградские «Астры» очень интересно смотрелись, да и характеристики были выше среднего, и все же некоторые их боялись покупать: ходили слухи о ненадежности конструкции. «Астры» всегда находились в стандартном ассортименте любого крупного магазина радиотехники и электроники.
В аппарате «Астра-209 стерео» присутствовали динамики и даже дистанционный пуск, и стоило это меньше 300 рублей. Так что для начинающего меломана это был вполне заманчивый вариант.
«Тембр-2М»
Один из самых странных катушечных аппаратов выпускался в Горьком с 1977 года. «Тембр-2М» был стереофоническим, однако не четырехдорожечным, а двухдорожечным. То есть стерео он мог писать лишь по ширине всей пленки, как студийные аппараты. Перевернуть бобину на другую сторону и сделать другую запись было невозможно.
То есть в переводе на русский он потреблял пленки в два раза больше. Да и послушать получившиеся записи на стандартном магнитофоне не вышло бы. Но зато звук у него при этом был очень интересным. Хозяева «Тембра» обычно называли его полупрофессиональным магнитофоном. У «Тембра» имелись встроенные динамики с усилителем, и все это стоило немалую сумму в 665 рублей.
«Илеть-103 стерео»
Аппараты первого класса выглядели и звучали уже намного интереснее. И стоили тоже. Как правило, модельный номер начинался с цифры «1» (у второго класса — «2», а у высшего — «0»).
Катушечные магнитофоны второго класса стоили около трехсот рублей, высшего — около тысячи. Первый класс — посередине, рублей 600-700 за деку без усилителя и колонок.
Волжским электромеханическим заводом с 1983 года производилась «Илеть-103 стерео» — страшно навороченный по советским меркам аппарат. Достаточно взглянуть на количество крутилок и тумблеров.
Здесь и система шумоподавления, и система наложения звука, а главное — так называемый «сквозной канал». Он был присущ трехголовочным магнитофонам, у которых головка записи и воспроизведения была разделена на две отдельные головки. Благодаря этому ты мог слушать уже получившийся звук с пленки прямо во время записи и сравнивать с оригиналом.
«Маяк-001 стерео»
Первый фетиш советского магнитофоностроения — киевский «Маяк-001 стерео» разработки 1973 года. Это самая первая дека высшего класса в Советском Союзе. Стоила 980 рублей!
У магнитофона, как у каждого пионера, были свои недочеты, однако достоинства с лихвой перевешивали. Убойный звук и дистанционный пульт весом в 300 г. Внешний вид и сегодня штырит не по-детски. Сейчас их можно найти в рабочем состоянии за 25 тысяч рублей в среднем.
Сильно позднее вышли «Маяк-003» и «Маяк-005», но только тогда у них уже появился более мощный конкурент — аппараты серии «Электроника» и «Олимп».
«Электроника ТА1-003 стерео» / «Олимп-003 стерео»
Советские инженеры получили задание любой ценой разработать максимально солидный магнитофон для нужд московской Олимпиады. И в 1979 году на фрязинском заводе «Рений» стартовало производство аппарата высшего класса «Электроника ТА1-003 стерео». Диапазон частот 31,5 — 22 000 Гц, куча сервисной электроники, беспроводной пульт, сквозной канал и возможность установки больших профессиональных бобин.
Стоила эта красота 1400 рублей — бешеные для советского потребителя деньги.
Еще больше стоил «Олимп-003 стерео», который выглядел точно так же и был чисто конструктивным продолжением «Электроники». Со всевозможными «Олимпами» обычно и ассоциируется магнитофонное строение Советского Союза 80-х годов.
Самые последние модели «Олимпов» появились на свет уже после распада СССР, в 1994 году. С учетом инфляции вполне можно было осилить их покупку, тем более в кредит. Правда, спрос уже был не тот: эпоха катушечных магнитофонов миновала.
И это еще не все. Разве тебе не надо прочесть статью «Краткая история виниловых проигрывателей в СССР»?