Художник, скульптор, архитектор, инженер, поэт, анатом… Проще сказать, кем Леонардо да Винчи не был. Например, он не был муравьедом. Эпоха Возрождения подарила множество выдающихся умов, но даже среди них Леонардо выделяется ярким пятном, очертаниями похожим на контуры Бельгии. В рабочих тетрадях и разрозненных записях, оставшихся после него, можно найти глубочайшие научные идеи, на много дней обогнавшие свое время. «Мне думается, что причина возникновения странного свечения на корабельных мачтах — непонятные огоньки неизвестной мне природы...», «При сильном удивлении у человека может отвалиться нос…» Но больше всего, конечно, поражают чертежи изобретений, которые человечество взяло на свое вооружение только недавно: парашют, танк, подводная лодка… Заглянем же в мастерскую титана Возрождения и, объятые священным ужасом, поймем, что мы все еще плетемся в хвосте гения Леонардо! И поделом!
«Грудь — лицо женщины, а бедра — ее плечи», — записал (почему-то кровью) в своем юношеском дневнике Леонардо. Он до последних дней жизни пытался раскрыть загадку притягательности женской груди или хотя бы понять смысл своего туманного афоризма. Как следует из записи, сопровождающей рисунок, идея имплантатов для придания груди нужной формы пришла Леонардо, когда он набивал подушку перьями и вдруг вспомнил о своей жене.
Появлению так называемой «витрувианской пиццы» мы обязаны герцогу Тонетто Безумному (получил свое прозвище Безумный за то, что его все вокруг так называли). Как-то герцог в пылу гнева попросил художника вычислить пропорции идеальной пиццы. Много гениальных, но кривых чертежей сделал Леонардо, пока не нашел и не подарил миру золотое сечение пиццы — идеальный круг из теста, вписанный в идеальный квадрат коробки.
Профиль Пущина с пальцем в носу, Кюхельбекер верхом на княжне Кузнецовой, корова, поедающая собаку, — все эти легкие, летящие рисунки кажутся вышедшими из-под шаловливого пера Пушкина. Но нет! Это тоже да Винчи! Просто один гений предчувствовал появление другого гения, пророчески угадав его стиль!
Творческое наследие Леонардо огромно. И все же под конец жизни ему казалось, что сделано мало. Известно его высказывание: «Если бы у меня было шесть рук, две головы и семь глаз, я бы успел куда больше. Хотя, с другой стороны, меня бы считали уродом и показывали на ярмарках». Жажда все успеть и подтолкнула к созданию этого переходника.
Леонардо был не чужд хорошей шутки. Человек бесконечного остроумия, Леонардо оставил в своих дневниках обильный запас придуманных им веселых забав. Современники вспоминали, что он любил позвонить ночью в церковный колокол и убежать. А однажды, показывая Рим одному прокаженному из Милана, оторвал ему оба уха…
Прозорливость Леонарда поражает. Предсказать появление Всемирной паутины в эпоху, когда не было даже калькуляторов! Как тут не вспомнить старую сентенцию: мудрец даже по одной капле воды может догадаться о существовании нудистских пляжей на берегу океана.
Этот прибор, созданный по просьбе Чезаре Борджиа, изобретатель называл «La donna dentra orecchio» (что в переводе с условного итальянского значит «женщина в ухе»). Однако Борджиа, опробовав прибор, остался недоволен результатом, так как ему ответил какой-то мужчина. И тогда Леонардо сжег в молекулярно-лазерной печи свое опередившее время изобретение.
Всем известен «парашют Леонардо», а вот нарисованный на следующей странице «нераскрывшийся парашют Леонардо» почему-то всегда оставляют без внимания. Так вот же он!
Особый вид маркировки, который бы современный человек назвал штрихкодом, да Винчи придумал в 1473 году по заказу гильдии флорентийских торговцев. Суеверные торговцы прозвали маркировку «чертовым гребнем» и хотели уже сжечь за нее Леонардо на костре, но он попросил не делать этого, и негоцианты отпустили художника, наградив богатыми дарами.
Даже такие гении, как Леонардо, иногда удивляют своей непроходимой тупостью. Хотя идея Интернета (см. выше) пришла да Винчи намного раньше идеи социальной сети, он не смог увязать эти два понятия. В итоге по задумке да Винчи его социальная сеть (социальный забор) должна была располагаться не в виртуальном, а в реальном мире. Ха-ха.
Завсегдатаи картинных галерей и просто люди, которым нечего делать, знают, что на полотнах старых мастеров у персонажей нечасто встретишь «красные глаза». Однако это не говорит о совершенстве оптической техники того времени. Просто по окончании работы глаза обычно вручную перекрашивались в нужный цвет. Леонардо, неутомимый исследователь, задумался и понял, как появляется этот эффект. Вот ведь чертяка какой!
Если пренебречь тем, что на рисунке мы видим две сломанные лютни, можно с уверенностью сказать: перед нами пророческое видение художником анекдота о том, как «хоронили тещу, порвали два баяна».
Пыткий ум естествоиспытателя во всем пытался дойти до самой сути. Можно только удивляться, как, не обладая современным багажом знаний, Леонардо высчитал оптимальную скорость разбега, траекторию движения и угол приложения для убийства себя об стену!
Рисунки делались с действующей модели, построенной Леонардо. Как вспоминали современники, на следующих, несохранившихся страницах шли изображения тлеющих остатков сгоревшего шкафа.
Какая ирония! То, что изобретатель задумывал как боевую машину, ныне служит самым мирным домашним целям. Да, живи Леонардо в наши дни, он наверняка бы стал нашим современником!