При виде этих карикатур ты больше не будешь выкрикивать «Знаю, знаю! Это... как там его?! Он еще… И потом, такой…», беспомощно щелкать пальцами и биться головой о воздух, тщетно пытаясь помочь себе вспомнить. А будешь уверенно говорить: «Господа, да это же Мирослав Бартак (Miroslav Barták)! Выдающийся карикатурист!»
Потом тем, кто не успел убежать, расскажешь, что родился он 6 июня 1938 года в словацком городе Кошица. С детства мечтал стать художником, но у родителей на его будущее были категорически другие планы, так что Мирославу пришлось выучиться на военного моряка. Почти десять лет, с 1960 по 1969 год, он, как сам потом говорил, жил не свою жизнь - ходил на торговых судах по океанам и дальним странам.
Однако все это время параллельно рисовал, рисовал и рисовал, и именно в морских путешествиях увлекся карикатурой. В тридцать с небольшим бросил эти галеры, унося с них под мышкой пухлый арсенал смешных картинок. Друзья уговорили его предложить рисунки для печати, работы приняли, и узнаваемые персонажи стали появляться тут и там, например в издании Dicobras.
С 1970-го в Европе прошли около 90 персональных выставок Бартака, были выпущены 11 альбомов карикатур, он проиллюстрировал порядка 60 книг, рисовал мультфильмы и заставки к телепрограммам, его работы украшают собой известные европейские музеи карикатур и частные коллекции. Награжден множеством престижных международных премий.
С 1970-х — постоянный автор швейцарского юмористического журнала Nebelspalter, также сотрудничал с другими изданиями, например Zurich Das Magazin и еженедельником Weltwoche. Как сказано на его страничке в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация), с 1969 года вместе с женой живет с доме под Прагой.
Бартак — из тех карикатуристов, чей почерк не спутаешь ни с чьим другим. У его персонажей от рождения нет ртов (если они не лошади, не обезьяны, не надувные драконы или не нарисованы внутри рисунков). И однако это нисколько не мешает понять, что они чувствуют, думают и переживают, и тем более улыбаться им (хотя от многих веет сладкой жутью и донным мороком). Если над каждым рисунком ты зависнешь надолго, не беспокойся, это нормально: чтобы уловить их смысл, требуется некоторое время. Кроме того, разглядывать их, думать над ними — особое удовольствие, которое жаль отпускать слишком быстро.