Пока одни сметают с полок магазинов сахар и крупы, российские миллиардеры пытаются вывезти свои яхты из «недружелюбных стран», которые объявили, что будут арестовывать все олигархово имущество. Смыться на своем маленьком плоту удается не каждому богачу. Да и куда там, самое время спасать кое-что другое. А общая стоимость арестованных яхт достигла двух миллиардов долларов. Рассказываем, кто и чего лишился.
Александр Михеев, Lady Anastasia, $7 млн
Яхту под названием Lady Anastasia, принадлежащую генеральному директору АО «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»), 15 марта задержали испанские власти.
48-метровая яхта, построенная в 2001 году на новозеландской верфи Sensation Yacht, находится в марине Порт-Адриано на Мальорке под флагом Сент-Винсента и Гренадин.
Есть у этой яхты и более интересная история. В конце февраля ее пытались затопить. Украинский моряк, узнав о происходящем на Украине, открыл шлюзы на яхте и пустил ее под воду. Украинца поймали, но отпустили, не предъявив обвинений.
Геннадий Тимченко, Lena, $50 млн
5 марта в Сан-Ремо задержали 40-метровую «Лену» Геннадия Тимченко. Бизнесмен владеет частной инвестиционной группой «Волга», его активы оцениваются в 22 миллиарда долларов. Как и «Севергрупп», «Волга» инвестирует в несколько ключевых секторов российской экономики, а также является акционером банка «Россия».
Алексей Мордашов, Lady M, €65 млн
Яхта богатейшего миллиардера России Алексея Мордашова, по данным Bloomberg, пришвартовалась в городе Империя (регион Лигурия, Италия) в начале марта. Это 64-метровая суперъяхта Lady M с бассейном и вертолетной площадкой.
По данным Forbes, бизнесмен собирался продать Lady M, когда получил 142-метровую яхту Nord. Но не успел.
Об аресте яхты Мордашова у себя в «Твиттере» написал cоветник по СМИ премьер-министра Италии Фердинандо Джульяно.
Алексей Кузьмичев, La Petite Ourse и La Grande Ourse, €70 млн
Две яхты, которые предположительно связаны с российским бизнесменом Алексеем Кузьмичевым, задержали на Лазурном берегу власти Франции. Речь идет о яхте La Petite Ourse длиной 17 метров и La Grande Ourse длиной 26 метров. По данным Liberation, их стоимость оценивают в €20 млн и €50 млн соответственно. Обе яхты записаны на компанию Orangerie Marine Limited с регистрацией на Мальте.
Обосновывая решение о санкциях в отношении Кузьмичева, Брюссель назвал бизнесмена одним из самых влиятельных лиц в России, который поддерживает деловые отношения с Владимиром Путиным.
После этого Кузьмичев вышел из состава владельцев «Альфа-банка» и покинул состав совета директоров британской инвестиционной группы LetterOne.
Дмитрий Пумпянский, Axioma, $70 млн
Судно уральского бизнесмена 21 марта задержало правительство Гибралтара.
Яхта, построенная в 2013 году, ходила под флагом Мальты. Согласно данным сайта marinetraffic.com, при впечатляющих размерах (72 метра в длину и 12,2 метра в ширину) Axioma способна развивать скорость до 17 узлов (31 км/ч).
Осенью 2021 года на верфи Dunya Yachts в Стамбуле началось строительство 48-метровой яхты My Bro, которая должна была стать вспомогательным судном для Axioma. Эксперты оценивали строительство в $25–30 млн.
Сергей Чемезов, Valerie, $140 млн
Об аресте «яхты Чемезова» в Барселоне 14 марта сообщило издание InfoLibre. Полной уверенности в том, что это яхта именно главы «Ростеха», у властей не было, так что можно считать, что это арест «на всякий случай». Поэтому-то и арестовали ее временно — пока не установят конкретного владельца.
В постановлении имя Чемезова не упоминается, но «знакомые с ситуацией источники» сообщили изданию, что, по мнению испанских властей, «у них есть достаточно доказательств», подтверждающих, что эта яхта — того кого надо яхта.
По данным издания SuperYachtFan, Valerie построила немецкая компания Lurssen, а спроектировал ее норвежский морской архитектор и дизайнер Эспен Ойно. Длина яхты — 85 метров, максимальная скорость составляет 17 узлов.
Глава «Ростеха» находится под санкциями Евросоюза с 2014 года, европейские политики назвали «одним из известных близких соратников президента Путина». В Брюсселе полагают, что он «извлекает выгоду из своих связей с российским президентом».
Андрей Мельниченко, Sailing Yacht A, €530 млн
Яхта бизнесмена и мецената, арестованная в Италии, находилась в порту Триеста. Она считается самой большой частной парусной яхтой в мире (длина — 142 метра, водоизмещение — около 13 тысяч тонн), а ее стоимость оценивается в €530 млн.
Попав в санкционный список, Мельниченко снизил доли в своих ключевых активах — «Еврохиме» и СУЭК — до 0%, чтобы компании могли продолжать работу. До введения санкций Мельниченко принадлежало 100% акций «Еврохима» и 92,2% — СУЭК.
Санкции в отношении Мельниченко ввели из-за того, что он «принадлежит к наиболее влиятельному кругу российских предпринимателей, имеющих тесные связи с российским правительством».
Алишер Усманов, Dilbar, $600 млн
3 марта, как сообщили Forbes сразу три источника в яхтенной индустрии, власти Гамбурга конфисковали яхту Dilbar попавшего под санкции Алишера Усманова.
Эту яхту один из наиболее влиятельных бизнесменов мира приобрел в 2016 году у немецкой судостроительной компании Lurssen, которая строила Dilbar по индивидуальному заказу больше четырех лет. Строительство обошлось Усманову по тем временам в 600 млн долларов, а в Lurssen называли судно «одной из самых комплексных и сложных яхт, которые когда-либо были построены, с точки зрения как габаритов, так и технологий».
При водоизмещении почти в 16 тысяч тонн это самая большая моторная яхта в мире по валовой вместимости. Ее экипаж — 96 человек. На борту самый большой когда-либо установленный на яхте бассейн, две вертолетные площадки, сауна, салон красоты и тренажерный зал. В 12 люксовых каютах яхты могут разместиться до 24 человек.
Игорь Сечин, Crescent и Amore Vero, $700 млн
3 марта таможенная служба Франции арестовала яхту Amore Vero, которая принадлежала «компании, где основной акционер Игорь Сечин», а 16 марта испанские власти задержали 135-метровую яхту Crescent, которую тоже связывают с главой «Роснефти».
Crescent, по информации Reuters, ходит под флагом Каймановых островов, прибыла в Испанию из Италии в ноябре 2021 года. Министерство транспорта Испании, которое подтвердило задержание, но не право собственности, заявило, что 2 ноября судно пришвартовалось в средиземноморском портовом городе Таррагона и запросило разрешения у береговой охраны на отплытие 4 марта, но так и не отплыло. Власти Испании заявили, что будут удерживать яхту до тех пор, пока не определят ее право собственности и не выяснят, подпадает ли владелец под санкции Европейского Союза.
Французские власти по поводу задержания Amore Vero оказались более уверены.
Арестовали Amore Vero во французском городе Ла-Сьота (регион Прованс — Альпы — Лазурный Берег).
Россия тоже не стала молча наблюдать за всем этим, стоя в сторонке. Смотри, какие санкции ввела Россия против Запада.
В статье использованы материалы
Фото: Yachting Partners International, Getty Images, Raphael Montigneaux, boatinternational.com