Из вопросов, которые оставили после себя древние египтяне, можно составить город. Например, какой-нибудь Ком-Омбо. И кому все это разгребать? Конечно, только ученым!
Ученые столетиями ломали головы над сломанными носами древнеегипетских статуй, а правильный ответ лежал у их ног.
Можно подумать: что такого, за тысячи лет что угодно отвалится, не только носы у статуй. Но есть прекрасно сохранившиеся экспонаты, у которых, однако, носа все равно нет. Может быть, это из-за того, что нос — выдающаяся часть и больше всего подвержена разрушениям? Снова мимо. Ведь на барельефах и картинах этой части тела также зачастую нет. Варварство? А вот это уже ближе к истине.
Старший куратор экспозиции египетского, классического и древнего ближневосточного искусства в Бруклинском музее Эдвард Блайберг в интервью Би-би-си утверждает, что даже сами слова «скульптура» (в изначальном смысле — «нечто сотворенное для жизни») и «скульптор» («некто дающий жизнь») подчеркивают, что изображения — живые. А для древних египтян статуи были своего рода точкой контакта божеств с обитателями Земли.
По тогдашним представлениям, бог сходил в посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением, то есть почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога. Также египтяне верили, что изображения, после того как в них вселилось божество, обладают могуществом, которое можно разбудить с помощью определенных ритуалов. А можно это могущество отключить — умышленно повредив изображение. Например, отбив нос статуе.
Куратор отдела древнеегипетского искусства из Метрополитен-музея в Нью-Йорке Аделы Оппенхайм уточняет, что египтяне также верили, что жизненная сила статуй находится в носу. Чтобы статуя не могла причинить вред человеку, ее необходимо было лишить силы, то есть лишить носа.
Почему именно нос? Характер увечий зависит от того, что хотел сделать вандал. Те, кто хотели, чтобы изображенный человек больше не смог делать подношения богам, просто отбивали у статуи левую руку — ту, которой обычно делались подношения. Если человек хотел, чтобы бог никого не слышал, отбивал изваянию уши. Для тех, кто стремился обрубить все коммуникационные возможности, хорошим способом было отделить голову статуи от тела. А вот нос стал наиболее эффективным и быстрым способом исполнения желаний.
Иногда разбойники не довольствовались одним только носом и разбивали статуе лицо, ломали конечности. Видимо, чтобы уж наверняка.
Теория с естественными причинами, когда статуи получали повреждения из-за падений или эрозии, тоже имеет право на жизнь. Но археологи давно научились определять, сбили ли нос намеренно или он сам отпал, по характеру сколов.
В статье использованы материалы
Фото: Getty Images