У России, как известно, две беды: дураки и дороги. Что делать с первыми, пока не придумали, а вот со вторыми предлагают разобраться ученые Пермского политеха. Они уверены: если в качестве асфальтового покрытия использовать принципиально другой состав, починку дорог можно серьезно удешевить. Научная статья опубликована журнале «Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика».
Малопрочный щебень
Специалисты Пермского политеха предложили вывести качество дорожных материалов на новый уровень. Они уверены, что это возможно, если использовать состав на основе лигносульфоната и технологию пропитки малопрочного щебня.
Последний, как правило, не применяется для поверхности дорог, однако пропитка серьезно улучшает его характеристики, после нее щебень относят уже к другому классу материалов. Именно эта хитрость — обработка малопрочного щебня — может серьезно удешевить ремонт дорог.
Ученые объясняют: сегодня для прокладки и починки автомагистралей используют высокопрочный щебень, которые добывают далеко не во всех регионах страны. Чтобы доставить его в нужный субъект, приходится преодолевать огромные расстояния, что неблагоприятно сказывается на конечной стоимости дороги.
Строители ранее уже пробовали сочетать малопрочный щебень и разные химические соединения, чтобы заполнить трещинки на поверхности камня, сделать его более плотным и однородным. Но эти методики оказались либо неэффективными, либо слишком дорогими, в отличие от способа, который предложили пермские технологи.
Как получили раствор
В Пермском крае тоже добывают низкопрочный щебень — на Филипповском карьере. Именно его и использовали для экспериментов. Ученые разработали водный раствор на базе побочного продукта переработки древесины — лигносульфоната. В статье отмечается, что такой способ прокладки дорог будет особенно выгоден в городах с целлюлозно-бумажными предприятиями, где эта субстанция в избытке.
Щебень фракции 20–40 мм в течение 6 часов обрабатывали раствором из лигносульфоната из ели и пихты при температурах 20 и 60 °С. После всех манипуляций щебень просушили при 105 °С.
Затем ученые проанализировали такие показатели, как прочность, водопоглощение и истираемость. Оказалось, что чем выше температура раствора, тем надежнее получается покрытие. Профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ Константин Пугин объясняет, что при 60 °С вязкость раствора снижается, он заполняет поры щебня и скрепляет их.
Ученые уверяют, что это самый экологичный и дешевый метод улучшения малопрочного щебня из всех придуманных ранее.