Некоторое время тому назад водитель Давид Чепечян, совершая левый поворот, столкнулся с самокатом. Водитель последнего погиб. Против Чепечяна возбудили уголовное дело. В связи с этим он и обратился в Верховный суд с просьбой официально решить вопрос, считается ли электросамокат транспортным средством. В итоге 30 марта выяснилось, что, по мнению Чепечяна, нет, потому что у самокатчиков нет водительских прав, а по мнению Верховного суда — да, является. Ничего удивительного, ведь велосипед с точки зрения ПДД вполне себе транспортное средство, хотя и немеханическое. Чем электросамокат хуже? Просто до сих пор катающиеся на обычных самокатах приравнивались к пешеходам, а история с ПДД для самокатов, скейтов, моноколес и другого странного транспорта, о которой мы писали два года назад, застряла на этапе общественного обсуждения.
На первый взгляд, кажется логичным дать водителям электросамокатов те же права и обязанности, что и велосипедистам. Но есть нюанс: по правилам велосипед может иметь электромотор мощностью не более 250 Вт, автоматически отключающийся на скорости 25 км/ч. Большинство электросамокатов для взрослых в разы мощнее 250 Вт, и почти все они способны ездить быстрее 25 км/ч, а многие — и быстрее 50 км/ч. Также, кстати, как и любимые курьерами электровелосипеды. К слову, скорость в 50 км/ч — максимально допустимая для мопедов.
Электросамокат Xiaomi Mi Electric Scooter 1S
Максимальная скорость 25 км/ч, пробег на одной зарядке до 30 км, масса 12,5 кг.
Электросамокат Ninebot KickScooter Max G30P
Максимальная скорость 30 км/ч, пробег на одной зарядке до 65 км/ч, масса 19 кг.
«Мощный, хорошо едет в горку. Большой запас хода — с моими ~80 кг по городу реально едет ~38 километров на одной зарядке. Конечно, это не заявленные 65, но и разгоны/остановки на каждом светофоре нельзя назвать оптимальным режимом езды».
«Он реально крепкий, металлический, надежный, суровый, но тащить 19 кг по лестнице на 5-й этаж — удовольствие ниже среднего».
Раз уж электросамокаты признали транспортным средством, какие ограничения это накладывает на их водителей? Увы, на этот счет в правилах пока ничего нет. Можем сказать лишь про велосипедистов. Им, например, можно ехать по тротуару только в двух случаях:
когда они сопровождают велосипедиста в возрасте до 14 лет;
когда нет велодорожки, выделенной полосы и отсутствует возможность двигаться по правому краю проезжей части (включая полосу для общественного транспорта) или обочине дороги.
Получается, что велосипедисты, рассекающие по тротуарам, почти всегда нарушители. А по поводу электросамокатов законодателям еще предстоит работать и работать.
Остается вопрос, зачем водитель Давид Чепечян пытался доказать, что электросамокат не является транспортным средством. Это было точно не в его интересах. Когда водитель сбивает пешехода, он почти всегда виноват. А если сталкиваются два транспортных средства, возможны варианты. Например, на выскочивший наперерез электросамокат водитель может просто не успеть среагировать, даже если движется с повышенной внимательностью.
По материалам
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru