Межгосударственный авиационный комитет подсчитал, что в 2020 году в России (и вот теперь даже немного неожиданно) не было авиакатастроф с человеческими жертвами. Совсем. А в 2021-м их случилось три, в них погибли 38 человек. В 2022 году российская авиация оказалась в крутом пике, но отразится ли это на безопасности полетов?
Что за исследование?
В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) решили обозреть гражданские самолеты вместимостью больше 19 человек и проанализировать, как часто они попадали в передряги и чем это все заканчивалось. Выяснилось, что с 2002 по 2011 год в России произошло 106 авиакатастроф, в которых погибло чуть меньше тысячи человек. С 2012 по 2021 год катастроф стало больше (198), но людей в них погибло меньше — 740.
Причем это в масштабе десятилетия цифры кажутся впечатляющими. Если сравнивать по годам, то были такие, когда авиакатастроф с жертвами не случалось. Например, в 2020 году. В 2021 году, по данным МАК, крушений было три, все региональные: 28 человек погибли на Камчатке при крушении Ан-26; шестеро — под Хабаровском (и снова Ан-26); еще четверо — в Иркутской области при крушении 19-местного L-410.
Почему авиакатастроф стало больше?
В марте 2022 года, вспоминает «РБК», руководитель Росавиации Александр Нерадько говорил, что чаще всего безопасность страдает именно в региональных перевозках. А причина, по словам чиновника, — неэффективная работа руководителей авиакомпаний. Якобы они, даже когда узнают о нарушениях правил полетов, ничего не делают, а то и вовсе способствуют этим самым нарушениям. В отчете МАК говорится, что причина 75% катастроф — человеческий фактор.
Как спецоперация повлияет на безопасность полетов?
Ты и сам знаешь, что после начала спецоперации одними из первых в санкционный пакет попали самолеты. Российские авиакомпании остались без запчастей, агрегатов, обучающих тренажеров и обслуживания (мы даже рассказывали, на каких самолетах теперь придется летать россиянам). Появились слухи о том, что якобы в России разбирают одни самолеты, чтобы починить другие.
Но президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук рассказал «РБК», что ожидать роста авиакатастроф в России не стоит. И у него есть минимум две причины заявлять об этом:
серьезных авиационных происшествий с пассажирскими самолетами в России нет с начала 2022 года;
сейчас в России профицит пилотов, поэтому нагрузка на них снизилась, что положительно сказывается на уровне безопасности полетов.
В то же время профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва говорит, что с запчастями для иностранных самолетов проблемы будут, поэтому часть компаний могут не соблюдать максимальный срок использования агрегатов или устанавливать запчасти без подтвержденной истории эксплуатации. Но, по словам эксперта, стандарты безопасности полетов в России достаточно высокие и, если не снижать планку, уровень безопасности останется на прежней высоте.
А директор практики «Транспорт и логистика» консалтинговой компании Stategy Partners Роман Тиняев заявил, что ограничения на поставку запчастей напрямую не влияют на частоту авиапроисшествий, которые обычно происходят из-за ряда факторов.
Да и вообще в России с безопасностью полетов, по данным МАК, пока все хорошо. Для сравнения авиационный комитет привел международную статистику, которая показала, что в среднем в мире на миллион вылетов приходится 2,14 катастрофы. По данным Росавиации, в России показатель сейчас составляет 1,66 происшествия на миллион вылетов.
К слову, навредить самолетам может не только отсутствие запчастей, но и погода. Ты только посмотри, что стало с самолетом, попавшим под град в июне 2018 года.
В статье использованы материалы