Как становятся гонщиками?
В семь лет я пришел в Дворец пионеров и записался в секцию картинга. Но из этого ничего не вышло: на один несчастный карт была очередь из пятидесяти человек. Нормальным картингом я начал заниматься уже лет в пятнадцать. А еще через пару лет я прошел отборочный конкурс в Ле-Мане и выиграл стипендию на обучение и участие в чемпионате 1999 года.
И сейчас ты выступаешь за команду G-Drive Racing?
G-Drive — это премиальное топливо сети АЗС «Газпромнефть», проверенное в гоночных условиях. Так же назвали и команду. Автоспорт стал отличным испытательным полигономдля новых технологий. Сегодня мы тестируем это топливо на гоночных треках в «боевых условиях», и оно же потом попадает в баки «гражданских» автомобилей на городских заправках.
Что такое WEC? И как правильно — гонки на выносливость или на выживание? А то у нас многие путают.
World Endurance Championship — это чемпионат мира по гонкам на выносливость. Он включает семь этапов длительностью по шесть часов и главную гонку — «24 часа Ле-Мана». «Ле-Ман» — особое во многих смыслах событие. Это старейшая гонка планеты, она стартовала в 1923 году! Гоночный трек в 13 километров существует лишь несколько дней в году, поскольку на 80 процентов состоит из дорог общего пользования, которые перекрывают на время соревнований. На трек одновременно выходит 56 автомобилей. Зоны безопасности есть, но это два метра газона, а дальше сразу стальная стена. И есть несколько поворотов,где автомобили очень эффектно взлетают и переворачиваются, что, естественно, очень любят зрители.
Сколько раз меняется экипаж за эти 24 часа?
У нас три гонщика. Обычно едешь два-три часа, потом меняешься. Тот, кто лучше себя покажет, едет дольше, так что суммарное время у каждого свое.
Переходим к характеристикам гонщиков. От веса скорость сильно зависит?
Напрямую. Чем меньше ты весишь, тем лучше. Лишние 10 килограммов в машине дают отставание примерно в 0,3 секунды на круге, а это пропасть времени в масштабах автоспорта. У нас были гонки, где между первым и десятым местом разница была как раз в три десятых секунды. В кабине нужен не жир, а крепкие мышцы. И не забывай, что в кокпите температура иногда поднимается до 50 градусов, а тебе нужно буквально бить ногой по педалям с усилием в 100 килограммов в очень неудобной позе. И так по два-три часа за заезд.
А нельзя устроиться поудобнее?
Можно, но тогда автомобиль придется сделать больше. А он должен быть аэродинамически эффективен, удобство гонщика — это уже в последнюю очередь. Но есть проверенный трюк. Чтобы не чувствовать себя в кабине плохо, нужно, чтобы очень плохо тебе было в тренажерном зале. Тогда после тех нагрузок эти покажутся отдыхом. Не забывай, что ради уменьшения веса на борту нет никакого климат-контроля. Есть только две дырки, через которые поступает воздух с улицы пополам с пылью. Но и тотолько на скорости, в медленных поворотах даже этого нет. А еще на руле есть спасительная кнопка «Drink», отвечающая за подачу воды под шлем. Заливают, разумеется, холодную, но очень скоро она почти закипает. Поэтому за одну гонку ты теряешь 1–2 литра жидкости — это тоже физически довольно тяжело. И в такой сиуации ты должен очень хорошо соображать, быстро принимать верные решения и очень вовремя делать четкие, выверенные движения. Четко открывать газ, четко тормозить и проходить поворот по траектории с точностью до полсантиметра. Есть накатанная траектория, то есть асфальт, на котором осталась резина,и колеса отлично держат дорогу. Чуть в сторону — и сцепление с ней уже хуже. А еще нужно постоянно контролировать состояние автомобиля, которое меняется практически ежесекундно. Тебе поставили новую резину, она классно держит. Потом ты заехал в бокс, тебе не поменяли резину, но заправили бак. И сразу машина едет на 2–3 секунды медленнее, потому что резина уже старая, а на борту еще 70 килограммов. И всякий раз машина ведет себя по-другому. Поэтому ты, как суперкомпьютер, должен постоянно все это анализировать. Да, ветер еще не забудь! Меня пару раз просто сдувало с трассы. Или у кого-то вытекломасло — его же не вытирает никто. Или кто-то съехал, вернулся, и на трассе осталась пыль — из-за нее тоже можно вылететь.
Сколько стоит прототип, на котором ты ездишь?
Сотни тысяч евро, но это ничто по сравнению со стоимостью его содержания. Например, каждые час-полтора ты меняешь комплект резины, а это минимум 2000 евро. После каждойгонки меняется почти все: подвеска, коробка, двигатель. Нельзя, если что-то стучит, еще немного поездить до сервиса, как в городе. И, конечно, цена автомобиля несопоставима с теми гигантскими затратами денег и сил, которые ушли на его разработку, доработку и постоянный тюнинг всех мелочей.
А как оформляют страховку? Есть КАСКО, ОСАГО или что-то еще?
Страхование жизни стоит около 20 тысяч евро. А вот за разбитый автомобиль платит команда,и у тебя вычитают столько, сколько прописано в твоем договоре с командой. Причем это независит от того, виноват ты или нет. Ты въехал, в тебя въехали — все равно платишь за то, что это вообще случилось. Даже если у тебя взорвалось колесо и ты улетел в стену. Это ты виноват, и в следующий раз ты сделаешь все, чтобы не улететь в стену. Я не буду говорить, сколько вычитают у меня, чтобы не шокировать ваших читателей. Был в моей практике так себе год, когда я заработал ноль после вычета суммы ущерба из гонорара.
А как с призами? Цена победы — это сколько в деньгах?
Знаешь, как в рекламе: призовой фонд в «Ле-Мане » — икс рублей (и он всегда уходит команде), победный кубок — игрек рублей, фотографии и ощущения — бесценны! Ты поднимаешься на подиум, у подножия которого аплодируют 350 тысяч зрителей. Это же полтора километра людей! И все они пришли посмотреть на тебя. Такое даже камеры не в состоянии передать, можно только почувствовать. Все это завораживает и вызывает почти реальную зависимость. Однажды оказавшись там, на меньшее соглашаться уже не хочешь.
Что ты чувствуешь, когда пересаживаешься из гоночного автомобиля в обычный?
Чувствую, что попал в замедленное кино. Просто ты только что гнал триста, бил попедалям, резко крутил рулем — и вдруг это все нужно делать очень медленно и очень плавно. И воды в шлеме нет, потому что нет шлема.
Ты еще получаешь удовольствие от вождения? Например, если смотришь порно в сети — это одно. А если делаешь порносайт, то уже видеть это не можешь.
Во время гонок — огромное. Но в обычной жизни у меня давно нет желания прохватить по какой-то дороге на бешеной скорости. Езжу в потоке со всеми, тихо, спокойно. На «ягуаре», но медленно. Конечно, если кто-то попытается меня зажать, я могу грамотно и безопасно его отжать.
Знаменитому гонщику проще знакомиться с девушками или сложнее?
Даже не знаю. Во-первых, когда тебе постоянно приходится общаться с огромной толпой людей, то потом никуда выходить не хочется. Больше нравится быть в одиночестве, в тишине, чтобыникто не просил сфоткаться, автограф или жениться. Во-вторых, знаменитый — это не значит, что тебя все узнают. Без шлема, комбинезона и боевого автомобиля ты обычный человек. Единственное, что отличает гонщика, — это то, что он спортсмен и фигура у него спортивная. Поэтому шансов заинтересовать девушку ровно столько же, сколько у любого парня с такой же фигурой. Ну, правда, гонщики отличаются огромной выносливостью, но это девушка может выяснить уже при более близком общении.
Где тебя читать в соцсетях?
В основном в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация), Drive2 и «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация). Кстати, объясни мне один момент. Вот почему, когда я решаю опубликовать уникальные гоночные автомобили, — максимум 900 лайков. Авторские фотки из болида — ну чуть больше, 1200. Но стоило мне перепостить фотки девушек Miss G-Drive by MAXIM — и сразу же в пять раз больше! Ну почему?!
Видимо, потому, что оказаться в постели все до сих пор хотят с девушкой, а не с машиной. Так что, если хочешь быть популярным, публикуй больше девушек. И еду.