Понятно, что от санкций, введенных против России, пока еще ни одна страна в выигрыше не осталась. То из Америки присылают сводки с автозаправок, где стоимость бензина меняется в реальном времени, то Европа готовится к серьезному дефициту пшеницы, то власти Германии призывают народ есть меньше мяса, чтобы победить.
Кстати, вот яркий пример: «Без смазки!» — актриса фильмов для взрослых Никита Беллуччи отреагировала на новые цены на бензин
Авиация — отдельная песня. Еще два года назад представитель российского МИДа Мария «человек-ходить-должен-а-не-летать» Захарова жаловалась на то, что слишком много людей стало путешествовать, а путешествия — это для богатых. И ведь как в воду глядела! Убытки, которые сегодня терпят авиаперевозчики всего мира, многомиллионные, а возмещать их будет кто?
Пока российские авиакомпании попадают во всё большую изоляцию от внешнего мира, в Минтрансе решили посмотреть, как там у соседей. Когда многие страны закрыли свое небо для российских авиакомпаний, в РФ эти меры отзеркалили и запретили зарубежным авиакомпаниям летать над своей территорией. Конечно, это далеко не всё — смотри, какие санкции ввела Россия против Запада.
По данным Минтранса, до введения санкций каждый день через Россию летали сотни иностранных рейсов.
А раз Россию теперь приходится облетать, то перелеты из одной страны в другую стали куда продолжительнее. Раньше воздушный путь из Лондона в Токио составлял 9,5 тысячи километров, теперь — 11,2 тысячи. И таких примеров — десятки.
Вот насколько увеличилось время международных перелетов после введения санкций
Понятное дело, что вместе с увеличением времени в пути вырос и расход топлива. По оценкам Минтранса, дополнительные расходы перевозчиков 19 стран (США, Канада, Великобритания, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция) в нынешних условиях составляют более 37,5 миллиона долларов еженедельно. А из-за этого растут цены на билеты и перевозку грузов.
Над Россией зарубежные компании летали не за спасибо. Каждый год перевозчики платили стране так называемые «пролетные». По оценкам аналитиков Ассоциации туроператоров России, ежегодное вознаграждение составляло от 500 до 800 миллионов долларов. Теперь от этой кубышки осталась в лучшем случае пятая часть.
Как заграница справляется с ограничениями?
Эксперты глобального поставщика данных о поездках OAG заявляют, что из-за отсутствия «пролетных» авиакомпании только выиграли: это ж сколько деньжищ сэкономлено! Но, во-первых, авиабилеты на рейсы, облетающие Россию, уже стоят существенно больше, рост достигает 30%. Во-вторых, «пролетные» в других странах никто не отменял, да и диспетчерское обслуживание рейсов далеко не бесплатное.
Естественно, в новых условиях сокращается и количество рейсов. Не только в России. Finnair, например, временно отказалась от всех рейсов в Азию. По оценкам авиакомпании, ей из-за этого потребуется уволить до 200 пилотов и 450 бортпроводников.
В авиационной отрасли России убытки серьезнее. «Уральские авиалинии» составляют список сотрудников, которых отправят в простой (оплачивается в размере не менее 2/3 оклада), а сколько человек в него попадут, пока неизвестно. Руководство аэропорта Шереметьево отправило в вынужденный простой около 40% сотрудников (это порядка семи тысяч человек), приостановило все инвестпроекты и закрыло третий терминал вдобавок к закрытым ранее E и F. В Домодедове сотрудников перевели на неполную занятость. Разве что в Жуковском и Внукове сокращать персонал пока не планируют.
Хоть у кого-то все в порядке?
У США — в порядке. Здесь давно перестали волноваться из-за ситуации на рынке авиаперевозок. Штаты затрагивают в основном растущие цены на топливо. Издание Airline Weekly пишет, что руководители американской авиационной отрасли отмахнулись от опасений, что рост цен на нефть помешает восстановлению отрасли после пандемии коронавируса, и уверены в устойчивости летнего спроса несмотря на рост тарифов. Они ожидают роста тарифов на авиаперевозки в среднем всего на 10%. Отдельные авиакомпании намерены в 2022 году вернуться к докризисному объему перевозок.
Мы же продолжаем искать плюсы в любой ситуации. И если прямо сейчас улететь у нас не получается, посмотри на это как на неплохой шанс что-то сэкономить. Для этого сначала узнай, стоит ли сейчас избавляться от иностранной валюты или надо ее накапливать.
В статье использованы материалы
Фото: Getty Images