Пару недель назад туроператоры говорили: те, кто успел купить туры в Египет и Турцию до событий 24 февраля, очень серьезно выиграли. В том, что в ближайшем будущем эти страны будут дорожать для российского туриста, сомнений не было. Появлялись разве что разговоры о том, что Египет и Турция — два конкурента, которые до последнего не закроются и продолжат бороться за путешественников, в том числе выгодными предложениями. И вот прошло две с небольшим недели. Как теперь выглядит новая туристическая реальность, что будет с популярными направлениями и внутренним туризмом, который при любой возможности предпочитает обнаглеть?
О том, что представляет собой сейчас туристическая отрасль, можно судить хотя бы по тем видео из международных терминалов, что появляются в соцсетях. Пустынные дьюти-фри, безлюдные залы ожидания, закрытые стойки регистрации и изредка попадающие в кадр пилоты, которые фотографируют удивительную для самих себя обстановку. Вот как выглядит сейчас, к примеру, зона прилета международных рейсов в Домодедове. Оно и неудивительно: еще в начале марта туры за границу подорожали на 80 процентов.
Туроператоры подтверждают, что лучше всего текущему спросу на выездном рынке подходит оценка «нетуристический». За границу сейчас едут в основном не ради отдыха, а чтобы «переждать неспокойные времена» или эмигрировать.
Если восточные и азиатские страны относительно спокойно оценивают ситуацию вокруг России и готовы к приему российских туристов, то европейские направления более рефлексивны и в странах ЕС быстро не изменят свое отношение к россиянам, считает эксперт.
Кроме того, покупательская способность в сегменте выездного туризма среди россиян упала на 80%. Всё из-за рухнувшего рубля, ушедших Visa и Mastercard и новых валютных правил.
Кстати, платежи через карты банков других стран тоже не выход. Из-за приостановки международных платежей и «заземления» российских авиакомпаний, по прогнозам экспертов, в ближайшие две недели выездной туристический рынок впадет в коматоз. Можно попытаться расплатиться картами турецких банков или китайский UnionPay, но это, по словам Артура Мурадяна, весьма условный выход.
При использовании того же UnionPay происходит конвертация через три валюты, и за счет пересчета курсов и комиссии потери составят до 15%.
Что будет с отдыхом внутри страны?
В двух словах: он выстоит, но подорожает. Расходы у отельеров и других причастных вырастут на всё (в том числе на поддержание отелей и сервиса), а компенсировать их можно только повышением цен для туристов. Так что хорошенько запомни, как ты круто кутил в Сочи на 70 тысяч. Такое вряд ли скоро повторится.
«Нас ожидает эпоха инфляции и гиперинфляции. Отдых внутри страны скоро будет обходиться в такую же сумму, какую раньше платили за туры в Эмираты и Турцию, причем как в бюджетном, так и в пятизвездочном сегментах», — полагает Артур Мурадян.
Но в том, что российские курорты все-таки получат свою порцию отдыхающих, эксперты не сомневаются. Тем более что правительство как может стимулирует внутренний туризм, даже туристический кешбэк придумали. В этом году он, кстати, начинает действовать с 15 марта.
Что будет с Турцией и Египтом?
Учитывая падение рынков России и Украины, отельерам Египта придется понижать цены на размещение для рынка СНГ, чтобы сохранить потоки. Но, поскольку цены на авиакеросин растут, а курс рубля продолжает свое стремление вниз, пакетные туры в Египет вряд ли будут стоить ниже 150-200 тысяч рублей. Египет, скорее всего, станет направлением для отдыха тех россиян, чьи доходы в рублях существенно не изменятся.
Что до Турции, то на этом направлении спрос относительно сохранится. Потому что на турецких курортах распространен формат «все включено», который позволяет избежать покупки валюты и лишних трат на отдыхе. Само собой, туры в Турцию подорожают. И из-за падения рубля, и из-за сокращения объемов перевозки.
Когда все это закончится?
Ближайшие полгода эксперты не рекомендовали бы тебе надеяться на серьезное улучшение ситуации. Вводят санкции быстро, а отказываются от них долго и сложно. Однако залегать на дно в Сочи и готовиться к худшему тоже не стоит. Россия — большой рынок, и уход зарубежных компаний пока больше напоминает хайп. Скоро градус мирового напряжения снизится, и международный бизнес снова потянется к восстановлению связей с Россией. А пока мы медленно, но (смеем надеяться) верно движемся в этом направлении, не будет лишним ознакомиться с градацией круп по степени полезности.