С 2003 года Россия участвовала в Болонском образовательном процессе, но теперь власти решили, это было не лучшей идеей, и решили построить собственную модель образования. А затею с участием в международной системе назвали неудачным экспериментом. Экспериментом, который длился почти 20 лет.
Что еще за Болонский процесс?
В Болонском процессе, к которому Россия присоединилась в 2003 году, сейчас участвуют 49 стран (позволь нам не перечислять их все). В первую очередь эта система — про сопоставимость образовательных программ стран-участниц. По задумке, благодаря такому подходу страны признают дипломы университетов друг друга и могут оперативно обмениваться студентами и преподавателями. Но в России больше знают Болонскую двухуровневую систему образования — ту самую, при которой обучение делится на бакалавриат и магистратуру, а бакалавр может получить магистратуру по другому направлению.
В России давно укрепилось мнение, что за четыре года (столько длится тот самый бакалавриат) никакой вуз нормального специалиста не вырастит, поэтому все, кому не лень, критиковали Болонскую систему. Тем временем многие российские вузы до сих пор готовят кадры по уровню специалитета, где студенты учатся пять-шесть лет.
Чем оказалась плоха Болонская система?
Критика в адрес Болонской образовательной системы усилилась после 24 февраля — заявления о необходимости отказа от нее стали звучать все чаще и громче. Не соврем, если скажем, что самым жестким критиком стал новоиспеченный лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий (кстати, смотри 5 фактов о Леониде Слуцком — подобрали их специально ко дню вступления политика в новую должность). Пост, который он опубликовал у себя в Telegram-канале, пестрил эпитетами типа «гибридная война», «навязанные шаги» и «неудачный эксперимент». Приведем этот шедевр изречения почти полностью.
Другие противники Болонской системы были не такими зубастыми, но высказывались примерно в том же ключе. Секретарь Совбеза Николай Патрушев заявлял, что российских студентов и преподавателей фактически выдавливают из западной научно-образовательной сферы, и призвал вернуться к «своему, лучшему в мире опыту подготовки специалистов». А министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, как передает пресс-служба Минобрнауки, назвал Болонскую систему «прожитым этапом».
В результате 24 мая Валерий Фальков официально заявил «Коммерсанту», что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования.
Какой теперь будет система образования в России?
Во что превратится высшее образование и как все будет происходить, никто не знает. Подробностей реформы Фальков не раскрыл. Но, по словам главы парламентского комитета по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, в Госдуме сейчас обсуждают вопрос двухуровневой модели высшего образования, а комитет «стремится к тому, чтобы развитие системы высшего образования носило стратегически ориентированный характер и было выверенным, исключало хаотические и конъюнктурные решения».
Заместитель Кабышева Олег Смолин в беседе с «Коммерсантом» добавил, что вместе с коллегами готовит законопроект, который сделает специалитет основной формой получения высшего образования. Похожий законопроект разработали и в Совете Федерации.
Что изменит выход из Болонской системы?
Экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов считает, что выход из Болонского процесса для российской системы образования фактически ничего не изменит, и сомневается, что в случае выхода России из него другие страны перестанут признавать российские дипломы. Просто происходить это будет сложнее и дольше.
А вот по мнению доцента кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николая Кульбаки, возврат к специалитету отразится на качестве образования: вузам, которые сейчас обучают по двухуровневой системе, придется «ломать и переделывать все свои учебные планы и программы», а выпускники школ «просто решат поступать сразу в зарубежные вузы после школы». Про контакты с зарубежными вузами, считает эксперт, тоже можно будет забыть.
Мы же в свою очередь предлагаем при выборе «уникальной системы образования» присмотреться к работам ученых и исследовать вопрос, можно ли учиться во сне. Так от абитуриентов в России отбоя не будет.
В статье использованы материалы Минобрнауки России / T.me, Слуцкий / T.me,
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru