В нашем мире дети даже не белый лист бумаги, а розовый. На уме у них будто бы только плюшевые пони, а расстрелы в колледжах и стартапы в сфере криптовалют — искажение изначально доброй натуры.
Исследователи из Университета Бостона и Калифорнийского университета в Ирвайне усомнились в детском гуманизме и усадили деток в возрасте от 3 до 8 лет играть в компьютерную игру. Перед каждым ребенком было четыре других игрока — аватары, которыми управляли ученые. У каждого виртуального партнера было по стикеру, который он мог отдать ребенку или не отдать. Потом ситуация менялась, и уже ребенок решал, кому подарить стикер. Во второй части игры игрок мог украсть стикер у ребенка, а затем ребенок мог сам украсть чужой стикер.
Оказалось, что дети не дарят стикеры тем, от кого их получали, но помнят тех, кто воровал, и сами воруют у них в первую очередь. То есть чувство справедливости у детей направлено в сторону мести за ущерб. Можно было бы списать все на наш развращенный век, но ученые из двух других университетов — Дьюка и Эмори — обнаружили, что даже гены запоминают неприятности.
Там тасовали макак, чтобы их статус все время менялся, и замеряли активность иммунной системы, которая у обезьян с низким статусом перевозбуждена. Оказалось, что едва альфа-обезьяна слетает с пьедестала, как ее иммунитет сразу становится активнее. Но после возвращения макаки в элиту он долго остается таким, как у низкоранговой особи.
Все это придает ореол научности тому, что многие и так знают: человеку не нужно, чтобы ему делали хорошо, главное — чтобы не делали плохо. И это очень логично. Если тебе дарят, скажем, корзину фруктов, там может быть что угодно — даже цикута или вообще вареный лук. Но если отнимают то, что уже твое (кусок мамонтятины, стикер или самоуважение), — это безусловный ущерб, нужно воспитывать агрессора. Добрым словом, так как опция каменного топора уже недоступна.