Aerospatiale-BAC Concorde — таково полное имя «Конкордов», единственных сверхзвуковых лайнеров в мире, если не считать советских Ту-144, эксплуатация которых была, к сожалению, очень недолгой. «Конкорды» продержались в воздухе 27 лет и были не столько коммерческим, сколько имиджевым проектом: полеты и обслуживание обходились в баснословные деньги. Билет из Лондона в Нью-Йорк и обратно стоил более десяти тысяч долларов.
Зато «Конкорд» летел в три раза быстрее обычного самолета и в два раза быстрее обычной скорости звука. Достаточно лишь представить, что на «Конкорде» из Москвы в Таиланд мы смогли бы добраться за три с небольшим часа. Собственно, максимальная дальность беспосадочного полета «Конкорда» как раз около семи тысяч километров, то есть то самое расстояние от Москвы до тайских курортов.
Но мы отвлеклись. Рейс 4590 вез пассажиров из Парижа в Нью-Йорк. Это был 4873-й полет самолета. На борту находилось ровно сто пассажиров и девять работников авиакомпании Air France.
Незадолго до взлета «Конкорда» на ВПП предыдущий лайнер DC-10 потерял титановую пластину. Разбегавшийся «Конкорд» наехал на нее, покрышка взорвалась, ошметки, вылетая с громадной скоростью, пробили обшивку топливного бака. От искры воспламенился керосин, вытекавший из бака, а из-за густого дыма двигатель стал захлебываться и вскоре отключился.
Диспетчеры заметили, что самолет горит, и экстренно сообщили об этом экипажу, но никто из пилотов уже не мог ничего исправить.
«Конкорд» провел в воздухе всего две минуты и рухнул на маленький отель возле аэропорта имени Шарля де Голля, где убил четырех человек. Еще двенадцать человек на земле получили ранения разной степени тяжести.
Фактически сам самолет не виноват в трагедии, но случайно зафиксированные на видео кадры пожара (сделанные из ехавшей неподалеку машины) облетели весь мир и до смерти напугали обывателей. После этого рухнули акции всех сопричастных авиакомпаний, а оставшиеся на ходу «Конкорды» были временно припаркованы. И хотя они пару лет продержались в воздухе, былой славы возродить уже не могли. В 2003 году все сверхзвуковые лайнеры были списаны.