Официально принятая точка зрения от исторической правды может отличаться кардинально. Советская пропаганда упорно называла штурмовики ИЛ-2 «летающими танками», тогда как сами летчики предпочитали куда менее пафосное «летающие гробы». Фронтовики не жалели ярких эпитетов и для самоходной установки СУ-76. Самую массовую в годы Великой Отечественной самоходку называли и «сучкой», и «голожопым Фердинандом», и «братской могилой». Но так ли плоха была «семьдесят шестая», как говорят о ней прозвища?
Разработка этой самоходки началась летом 1942-го, причем в авральном порядке. Красной армии срочно требовалась легкая САУ (самоходная артиллерийская установка) для поддержки пехоты в бою. Изначально эти функции возлагались на легкие и средние танки. Но первые обладали слишком неэффективным вооружением, а вторые были сложны в производстве и дороги.
Именно поэтому главным преимуществом СУ-76 изначально должны были стать простота конструкции и дешевизна, а стало быть, массовость выпуска. По большому счету «семьдесят шестая» — это шасси легкого танка Т-70 с установленной в рубку пушкой ЗиС-3 калибра 76 мм, отсюда и цифровой индекс модели. Изначально СУ-76 выпускалась в варианте с закрытой рубкой. Но первый опыт боевого применения показал: тесное боевое отделение машины и высокая загазованность при стрельбе мешают эффективному ведению огня.
За эти недочеты, а также низкое качество первых образцов самоходки инженер-конструктора Семена Гинзбурга, который вел разработку СУ-76, отстранили от должности и отправили в действующую войсковую часть (там, на фронте, он вскоре и погиб). Саму же «сушку» вернули на доработку. Модернизированная версия получила новую схему силовой установки, а главное — полуоткрытую рубку, защищенную только спереди и с боков. Именно это решение, как считается, и стало причиной всех нелестных прозвищ СУ-76.
В частности, самоходку обвиняли в том, что экипаж можно вывести из строя одним попаданием осколочной гранаты, а броня, где она была, обеспечивала только защиту от пуль, но не от снарядов. Однако это очень искаженный взгляд на проблему, можно сказать, только половина правды. Ведь «семьдесят шестая» изначально создавалась как легкая САУ поддержки пехоты, поэтому противопульного бронирования ей было вполне достаточно. Зато низкая масса СУ-76 позволяла машине уверенно двигаться по мягким грунтам и даже болотистой местности, а также значительно увеличивала маневренность в условиях городских боев.
В городах «семьдесят шестая» зарекомендовала себя с лучшей стороны. Достаточно мощное орудие легко подавляло огневые точки противника, а полуоткрытая рубка была не минусом, а преимуществом. Так экипажам было проще координировать действия с пехотой. Другой плюс — низкая загазованность боевого отделения и на удивление повышенная живучесть при попадании фаустпатрона.
Проблемы СУ-76 начинались только тогда, когда легкую самоходку пытались использовать как тяжелый истребитель танков и бросали в бой против «пантер» и «тигров». Для этой роли в Советской армии были другие исполнители: СУ-85, СУ-100 и ИСУ-152. В любом случае тираж более чем в 14 тысяч единиц сделал «семьдесят шестую» самой массовой советской самоходкой Великой Отечественной. Вопреки своим обидным прозвищам, СУ-76 в умелых руках была грозным оружием.