Жительница Сахалина купила шампунь, на этикетке которого, как обычно, утверждалось, что он самый-самый, гуще, пышнее и так далее. А все благодаря редким растениям вроде вулканической дикой морошки и масла дикого черного кедра. Вроде бы все звучало довольно убедительно. До тех пор, пока флакон не попал в руки мужа покупательницы — эколога.
Как пишет Sakhalin Info, на этикетке шампуня Natura Sakhali среди ингредиентов указано масло дикого черного кедра, которое якобы содержит в 28 раз больше витамина Е, чем оливковое и кокосовое масла, дикий красный можжевельник, масло горного сахалинского репейника и масло дикой вулканической морошки, содержащее «в 17 раз больше витамина С», чем масло обычной морошки из леса.
«Один только минус. Таких растений не существует», — сказал муж покупательницы.
«Я эколог и знаю, что таких растений не существует. Там еще написано, что все это собрано руками сахалинских айнов. Какие айны? Их у нас нет давным-давно. Если такой бред пишут на упаковке, что же тогда налито в бутылку? Посоветовал жене больше не покупать такой бальзам, посмеялись вместе».
Насчет айнов, кстати, спорный вопрос. Считалось, что этот древний народ с японских островов только в Японии и остался. Однако во время всероссийской переписи 2010 года айнами себя назвали 109 человек. Наверняка все задействованы в сборе дикой вулканической морошки.
Хотя в том, что такой не существует, уверен и старший научный сотрудник естественнонаучного отдела сахалинского краеведческого музея Александр Соловьев.
«В Сахалинской области два вида морошки, они различаются только латинскими названиями, русских названий нет. Естественно, никакой вулканической ягоды не существует. Дикий черный сахалинский кедр — это тоже полная дикость. Кедра вообще нет на Дальнем Востоке, только корейская кедровая сосна. Вообще, про черный кедр я впервые слышу, как и про дикий красный японский можжевельник. Горный сахалинский репейник — тоже нет такого вида. Репейник не бывает горным, садовым или еще каким-то, он один, обычный».
Научный сотрудник добавил, что перечисленные в составе растения не имеют отношения к ботанике, разве что к маркетингу. Но это уже из другой «научной» области.