Ми-28НЭ разработан в ОКБ им. Миля и предназначен для поиска и уничтожения танков и других бронированных интервентов, а также малоскоростных воздушных целей (опрометчивых вражеских вертолетов, БПЛА и прочего). Не говоря уже о хрупких солдатах из обычного мяса. Вертолет может уничтожать все это в любых погодных условиях и даже в полной темноте.
Боевые вертолеты чаще всего сбиваются наземными средствами ПВО при визуальном контакте. Иными словами, пока противник тебя не видит, ты в относительной безопасности.
Ради маскировки вертолет должен все время летать на малой высоте, прячась в складках местности, маскируясь на лесных опушках и в руслах рек. Но вблизи земли значительно труднее пилотировать аппарат: в любую минуту может перед носом оказаться препятствие.
В Ми-28НЭ в таких ситуациях пилоту помогает автоматизированная система управления, значительно снижающая нагрузку на него при огибании земного рельефа. При большом желании вертолет можно пилотировать даже в пещере, если вдруг враги засядут там.
Впрочем, если потребуется воевать на высоте, Ми-28НЭ тоже не подведет. На нем можно выполнять почти весь комплекс фигур высшего пилотажа, даже пресловутую «мертвую петлю».
Специфические вертолетные фигуры («бочки» и перевороты с разворотом) позволяют летчику быстро уходить от противника, срывая захват головок самонаведения его ракет, или самому столь же быстро нацеливать на него оружие. При маневрах достигаются перегрузки в 3g.
В мире немного вертолетов, которые способны такое выдержать, но для Ми-28НЭ это считается нормальной рабочей величиной.
Пока пилот управляет верткой штучкой, его коллега — оператор вооружения — вплотную занимается уничтожением цели. В этом ему помогает оптико-электронная система ГОЭС-520, а иногда и надвтулочная РЛС «Арбалет». Эта РЛС называется так потому, что установлена на самой высокой точке машины — над втулкой воздушного винта.
Так что Ми-28НЭ может, оставаясь в засаде за лесом или холмом, выставить лишь «прицел», не показываясь врагу целиком.
РЛС осуществит поиск целей, оператор отсортирует их по степени опасности и важности, а потом вертолет мгновенно «выпрыгнет» и расстреляет разведанные объекты управляемыми ракетами.
Сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В», идущая в комплекте с вертолетом, имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности, которая, в отличие от лазерных систем наведения, легко находит цели в пелене дыма, пыли, при сильном тумане или в условиях поставленной противником защитной аэрозольной завесы.
Конкуренты
При всей своей маневренности Ми-28НЭ не самый мощный и не самый быстрый.
McDonnell Douglas AH-64D Apache Longbow, США
Боевая нагрузка 771 кг на четырех узлах подвески
Двигатели 2 х ГТД General Electric T700-GE-701C мощностью по 1950 л.с.
Скорость max 276 км/ч
Скороподъемность max 13 м/с
Практический потолок 4465 м
Дальность полета 480 км
Вооружение 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или 4 ПУ М260
Экипаж 2 человека
AW129, Италия
Боевая нагрузка 1200 кг на четырех узлах подвески
Двигатели 2 х ГТД LHTEC-T800 мощностью по 1335 л.с.
Скорость max 278 км/ч
Скороподъемность max 4,6 м/с
Практический потолок 6500 м
Дальность полета 561 км
Вооружение 8 УР Hellfire, или TOW-2, 76 70-мм НУРС, или 38 81-мм НУРС, или 4–8 ракет Stinger
Экипаж 2 человека
AH-1W / AH-1Z Super Cobra, США
Боевая нагрузка 1775 кг на четырех узлах подвески
Двигатели 2 х ГТД General Electric T700-GE-401 мощностью по 1640 л.с.
Скорость max 389 км/ч
Скороподъемность max 8,8 м/с
Практический потолок 5500 м
Дальность полета 1500 км
Длина 13,9 м
Общая высота 4,02 м
Вооружение 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan; 8 ПТУР BGM-71 TOW и т.п.
Экипаж 2 человека
Фото: Getty Images, ОКБ им. Миля