Профессор инженерных дел Массачусетского технологического института Маркус Дж. Бюлер — по совместительству создатель экспериментальной музыки и увлеченный сонификатор (сонификация — использование звуковых, но не речевых средств для передачи информации; яркий пример — счетчик Гейгера, который щелканьем передает уровень радиации). Он решил показать миру, как звучит коронавирус.
У него с коллегами уже имелся вычислительный алгоритм, который при участии нейросети, по выражению ученого, «позволяет сделать осязаемое слышимым», даже если это осязаемое (клетки организмов, белки, молекулы и патогены вроде вирусов) осязать весьма затруднительно по причине их наноскопических размеров.
Не будем забивать многочисленными нудными подробностями твою голову, тебе в нее еще три недели пельмени кушать и Интернет читать. Скажем лишь, что естественные колебания аминокислот белка-шипа SARS-CoV-2, того самого, которым вирус прикрепляется к поверхности клетки-хозяина (терпи, чуть-чуть зауми осталось!), были преобразованы, в зависимости от их энергии, массы и прочих свойств, в звуки. Для записи сложного переплетения и ритмических вибраций аминокислот, передает
В итоге получился полуторачасовой трек весьма умиротворяющего свойства. Если не знать, что это коронавирус, впору йогой заниматься. «Это на самом деле не говорит о смертельном влиянии данного белка на мир. Этот аспект музыки показывает обманчивую природу вируса, то, как он захватывает наше тело для размножения и причиняет нам вред в процессе. Таким образом, музыка является метафорой для природы вируса, который обманывает носителя и использует его для размножения», — объясняет Бюлер.
По словам ученого, метод можно было бы применить для поисков белка, соответствующего мелодии и ритму антител, и в итоге — для разработки вакцины.