Эту машину, разработанную ОАО «Муромтепловоз», довольно трудно однозначно отнести к тому или иному классу. В основе ее — зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10М3» на колесном шасси плавающего БТР-60. БТР-прародитель давно устарел, однако раз уж страна все равно наклепала десятки этих машин, глупо не использовать их теперь в качестве платформы для размещения современных систем вооружения. Конечно, в рукопашную с такими идти не получится (противопульная броня БТР-60 слишком уж хлипкая), но в тех случаях, когда не предполагается непосредственный огневой контакт на линии фронта, эти машинки — самое то.
Использование колесного шасси обеспечивает большой межремонтный ресурс, а если «прямоезжая дорожка заколодела», то полный привод и восемь колес с возможностью регулировать давление воздуха в шинах (прямо на ходу!) обеспечивают выдающуюся проходимость. При этом двигаться БТР способен даже при повреждении одного двигателя и при полной потере любых двух колес — например, при подрыве на мине.
ЗРК «Колчан» предназначен в первую очередь для того, чтобы сидеть в засаде и кричать (в метафорическом смысле): «Я прикрою!» Иными словами, он может спасти войска от ударов низколетящих самолетов, вертолетов, крылатых ракет и любых беспилотных летательных аппаратов. Что особенно удобно, стрелять «Колчан» может не только во время остановок, но и в движении. А помогают ему в этом оптико-электронная станция обнаружения и сопровождения целей (ОЭСОЦ), система обработки видеоизображения «Охотник» и система топографического ориентирования «Трона-1». Кстати, с ними «Колчан» может стрелять даже ночью, совсем как совы с пистолетами.
В качестве основного вооружения используются твердотопливные зенитные ракеты 9М37 и 9М333 — обе самонаводящиеся, разумеется, но последняя чуть увереннее чувствует себя без указаний из центра. Масса боевой части 9М333, начиненной стержневыми поражающими элементами (будь уверен, это больно), увеличена с 3 до 5 кг.
Конкуренты
США и Израиль в этой рубрике, похоже, обосновались прочно, но вот финны…
Avenger (США)
Зона поражения цели по высоте: от 30 м до 3,5 км
Зона поражения цели по дальности: от 300 м до 5 км
Дальность обнаружения цели: 10 км
Вооружение: 8 ракет FIM-92 Stingerr
Шасси: 4х4 Hummer
Двигатель: V8 мощностью 295 л. с.
Максимальная скорость движения по шоссе: 100 км/ч
Экипаж: 2 человека
Crotale NG (Франция, Финляндия)
Зона поражения цели по высоте: от 10 м до 6 км
Зона поражения цели по дальности: до 11 км
Дальность обнаружения цели: 20 км
Вооружение: 8 ракет Crotale NG VT1
Шасси: 6х6 SISU WA 185/PASI
Двигатель: дизель Valmet 611 мощностью 236 л. с.
Максимальная скорость движения по шоссе: 100 км/ч
Экипаж: 4 человека
Spyder SR (Израиль)
Зона поражения цели по высоте: от 20 м до 9 км
Зона поражения цели по дальности: до 20 км
Дальность обнаружения цели: 35 км
Вооружение: 4 ракеты Derby или Python-5
Шасси: 6х6 «Татра» 815
Двигатель: дизель «Татра» мощностью 320 л. с.
Максимальная скорость движения по шоссе: 100 км/ч
Экипаж: 3 человека