Ранняя социализация: начинаем с яслей
Идеология коллективизма серьезно влияет на воспитание детей, и в стране была принята ранняя социализация. Едва ли не с младенчества ребенок оказывался в яслях, пока родители работали.
В Советском Союзе психологи и педагоги полагали, что в детском учреждении ребенок приучается существовать в социуме, выстраивать отношения с детьми и взрослыми, находить свое место в обществе. Лучше развиваются в коллективе и коммуникативные навыки.
Кстати, современные педагоги в один голос говорят, что дети плохо разговаривают из-за того, что начинают общаться с гаджетами раньше, чем со сверстниками. А без регулярных игр с детьми в раннем возрасте можно получить задержку интеллектуального и психического развития.
Уважение к старшим, шефство над младшими
С детского сада ребят учили уважать старших, дружить со сверстниками и не обижать малышей. Если ребенок обидел младшего или нахамил старшему, ему могли объявить бойкот или наказать иначе. Популярны были и тимуровские движения: дети шефствовали над одноклассниками, которые отставали по школьным предметам, а после уроков помогали пожилым и инвалидам.
Сейчас такой подход считают пережитком прошлого — мол, ситуации бывают разные, ведь ребенок — свободная личность, которая имеет право не только на свое мнение, но и на эмоции. При этом уровень детской агрессии повсеместно продолжает расти.
Исследователи отмечают, что если дети из уязвимых социальных групп вовремя не усвоят норм поведения, то будут проявлять агрессию в любых ситуациях гораздо сильнее, даже во взрослой жизни.
Каллиграфический почерк
До 1960 года в СССР в первом классе ребят заставляли писать перьями и пользоваться промокашками, а левшей переучивали. Более того, хороший почерк был обязателен для отличников! Сегодня многим кажется странным, почему такой акцент делался на каллиграфию.
В то же время ученые доказали: красивый почерк позитивно влияет на мозг, развивает творческие способности, дисциплинирует мысли и тренирует усидчивость.
Согласно другим исследованиям, когда человек пишет от руки, он лучше справляется со стрессом. Профессор педагогики в Вашингтонском университете Вирджиния Бернингер уверена, что с каждым штрихом на бумаге в мозге формируются новые нейронные пути, которые пролегают рядом с областями, отвечающими за эмоции.
Опрятный внешний вид
В Советском Союзе к порядку приучали с детского сада: вещи в шкафчике надо складывать аккуратно, постель — заправлять, игрушки — убирать. Доставалось и родителям, не проследившим, что ребенок пришел с дыркой на штанах. Считалось, что в три года малыша уже можно начать приучать к аккуратности.
Современные педагоги полагают, что невозможно заставить ребенка аккуратно складывать одежду, если этого не делают родители: он воспринимает хаос вокруг себя как естественную среду.
При этом психологи отмечают, что опрятные люди в целом более успешны, чем неряхи, так как способны грамотно организовать не только свой быт, но и учебу.
Развитие эмпатии
В русской классической художественной литературе огромное количество произведений, в которых персонажи крайне жестоки к друг другу, животным или природе. Вспомните «Тараса Бульбу», «Муму» или «Слово о полку Игореве», знакомство с которымипроисходит еще в пятом классе.
Это неспроста: психологи видят связь между чтением художественных произведений и развитием эмпатии, способности сострадать другому человеку. Об этом, например, говорится в исследовании нидерландских ученых «Как чтение художественной литературы влияет на эмпатию?».