О заболеваниях некоторых великих художников потомкам уже известно. Ценители знают, что Ван Гог страдал от психического расстройства, а Врубель — от сифилиса. Но как их физические и душевные страдания отражались на полотнах? Картины Клода Моне, Эль Греко, Эдгара Дега и других проанализировала психотерапевт Екатерина Домбровская.
Желтый цвет Ван Гога
Главное, на что стоит обратить внимание, глядя на картины нидерландского художника-постимпрессиониста конца XIX века, — цветовая палитра. Ван Гог часто обращается к теплым коричнево-желтым оттенкам и холодным голубым, синим и фиолетовым. Вспомни полотна «Звездная ночь», «Пшеничное поле с воронами», «Подсолнухи», «Цветы миндаля», «Ночная терраса кафе».
Такой выбор цвета ученые и врачи объясняют тем, что художник часто пил абсент и настойку травы наперстянки. Последнюю, правда, принимал не удовольствия ради, а по предписанию врачей, лечивших его от эпилепсии. И абсент, и настойка содержали в себе алкалоиды, которые усиливают восприятие желтых оттенков и меняют цветовосприятие.
Желтый цвет у многих ассоциируется с солнцем, теплом и радостью, однако это не случай Ван Гога. Многие из картин он писал в психбольнице, где его лечили от «височной эпилепсии». Кроме того, его мучили галлюцинации и приступы острого психоза.
Удлиненные фигуры Эль Греко
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) — испанский живописец, скульптор и архитектор греческого происхождения, писал в конце XVI — начале XVII века. На его картинах часто нарушены пропорции: фигуры удлиненные и клонятся в ту или иную сторону. Посмотри на полотна «Лаокоон», «Святой Себастиан», «Снятие пятой печати», «Святой Мартин и нищий».
Врачи отмечают, что так видеть людей могут пациенты с астигматизмом, у которых роговица глаза неправильной формы. В итоге свет в хрусталике преломляется неверно, и фигуры людей, как и очертания предметов, могут искажаться. Есть также подозрение, что художник косил на один глаз, поэтому люди на его картинах так часто «заваливаются» в одну сторону. Еще более веселая версия — он баловался марихуаной, отсюда его вольное обращение с пропорциями.
Огромные силуэты Эдгара Дега
Эдгар Дега — знаменитый французский импрессионист конца XIX — начала XX века. Судя по его картинам, он был близорук, а с возрастом стал страдать еще и от катаракты. В последние годы своей жизни Дега предпочитал пастель, и его фигуры увеличивались в размерах.
Сами линии стали более плотными, жирными и выразительными (взгляни на картины «Голубые танцовщицы», «Таз для мытья», «Дамский магазин», «Женщина, вытирающая себя после ванны»).
Контуры Клода Моне
Французский импрессионист Клод Моне страдал от плохого зрения с 30 лет. Исследователи выдвигают гипотезы, что последующая слепота была связана с тем, что он часто писал картины на открытом воздухе и щурился от солнца.
О своих проблемах с глазами Моне рассказывал в письмах к другу, а к 72 годам он ослеп полностью на один глаз. На последние картины художника сильно повлияло измененное восприятие цветов (как-то он принял желтый цвет за белый) и предметов, контуры которых совсем расплылись.
Моне видел мир более блеклым, чем он был на самом деле. Посмотри на картины «Дорожка через сад в Живерни», «Пруд с водяными лилиями», «Сумерки. Венеция», «Водяные лилии».
Художник не пошел на операцию, так как боялся ослепнуть совсем. В итоге Моне пришлось прекратить писать картины из-за недуга.
Мазки Пьера Ренуара
Еще один французский импрессионист, который страдал от ревматоидного артрита и в последние годы жизни не поднимался с инвалидного кресла. Художник продолжал творить, несмотря на мучительные боли в суставах, — своему врачу он заявил, что выбирает живопись.
С 1892 по 1903 год болезнь прогрессировала, и Ренуар с трудом держал кисть. Он выбрал для себя особую технику создания картин: сначала набрасывал красновато-бурые мазки, затем покрывал холст чистыми красками, высветлял нужные части и уточнял формы. Позже красный цвет на полотнах доминировал.
Шедевров за эти годы создать ему так и не удалось. Взгляни на произведения «Девушки за фортепьяно», «Купальщицы», «Клоун».
Сюжеты Михаила Врубеля
Здоровье русского живописца, и без того некрепкое (в детстве и юности Врубель был аутичным, замкнутым и тревожным мальчиком), подточил сифилис, который он подцепил в молодости и вовремя не вылечил. Художника донимали мигрени, нарастали слабость и раздражительность. Позже выяснилось, что это воздействие бледных трепонем, которые привели к нейросифилису.
Современники отмечали «печать безумия и рока» в его картинах этих лет — к примеру, в трех «Демонах»: сидящем, летящем и поверженном.
Особая траурная атмосфера появляется в его работах из «Сказочного цикла»: «Сирень», «Пан», «К ночи».
Маниакальная экзальтация постепенно нарастала, Врубеля поместили в психлечебницу, где он утверждал, что является императором и музыкантом.